Версия для слабовидящих

Любовь и танец. Шпионаж

7 июня 2024 / Людмила Ковалёва. Фото Людмилы Ковалёвой и пресс-службы ЧГАТОБ им. М.И. Глинки / Культура Южного Урала

XV Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» состоится в Челябинске с 7 по 17 июня. Все фестивальные события, по традиции, пройдут в стенах Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки. Юбилейный фестиваль приготовил для челябинцев изысканную программу. Практически каждый день на сцене лучшие танцовщики: запланирован показ трёх балетов театров из разных городов и финальный гала-концерт участников фестиваля.

В фестивале принимают участие Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, Башкирский государственный академический театр оперы и балета, Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки. Гости привезут лучшие постановки, а уральцы удивят премьерой.

В Челябинске стало добрым правилом готовить к фестивалю «В честь Екатерины Максимовой» балетную премьеру на сцене оперного театра. Новинка нынешнего сезона удивит и взбудоражит поклонников классического танца. XV Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» открывается 7 июня уникальной постановкой - впервые зрители увидят балет «Мата Хари».

Балет «Мата Хари» - полностью авторское решение хореографа Надежды Калининой, созданное для балетной труппы челябинского театра. При работе над постановкой, балетмейстер учитывала возможности каждого из артистов, распределяла основные роли. Спектакли Надежды Калининой уже знакомы челябинским зрителям, в афише театра такие работы хореографа как «Кармина Бурана», «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн», «Сказки Гофмана».

Удивительно, что история Маты Хари до сих пор не нашла своего воплощения на театральных подмостках именно в виде балета. История знаменитой танцовщицы, шпионки, авантюристки давно привлекает внимание режиссёров и писателей. На театральных подмостках можно встретить «Мату Хари» как мюзикл, как драму, но балетом она стала впервые.

Знаменитый оригинал – Мата Хари – прославилась в начале XX века как исполнительница восточных танцев, куртизанка, которая оказалась вовлечена в шпионские игры нескольких государств. Сложная личная жизнь, трагедии, неустроенность привела нидерландскую подданную Маргарету Зелле на театральные подмостки. Появилась загадочная танцовщица Мата Хари.

Яркая, эмоциональная, противоречивая личность Маты Хари привлекала многих великих людей Европы начала XX века. Среди её поклонников множество композиторов, писателей, политических деятелей, влиятельных людей того времени. Ей посвящали свои произведения, ею вдохновлялись, ею восхищались. В течении одного года ей удалось сделать головокружительную карьеру, создать неповторимый стиль, найти свой уникальный жанр. Её страстный, провокационный танец взбудоражил общество, сделал её символом страсти, мистики, свободы.

В юности Маргарета Зелле прожила с мужем Рудольфом Маклеодом несколько лет в Индонезии, на острове Ява. Там она увлеклась местными национальными танцами, изучила культуру народов Востока. Там же появился и ее псевдоним – Мата Хари. По-малайски он означает «солнце», составлен из двух слов «мата» - глаз, «хари» - день.

Поразительную историю жизни Маты Хари воссоздала на сцене челябинского театра хореограф-постановщик – лауреат VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», IV Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны», серебряный призер I Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Надежда Калинина. Она же выступила автором либретто.

- Самое сложное в нашей постановке, - рассказывает Надежда Калинина, - это не хореография. Балет новый, авторский, поэтому мы с артистами как следует прорабатываем и обосновываем драматические линии всех без исключения персонажей. Исследуем характер, мотивы поступков каждого героя, обосновываем действия и решения того или иного действующего лица.

По задумке автора, действие балета «Мата Хари» начинается на острове Ява. Маргарета становится свидетелем древнеиндийского обряда, который оказывает неизгладимое впечатление на зрительницу. После развода с мужем Маргарета грезит наяву и видит, как исполняет экзотические танцы перед богом Шивой. Это видение становится для молодой женщины путеводной звездой, за которой она будет следовать всю жизнь. Под псевдонимом Мата Хари Маргарета появляется на театральных подмостках Парижа, где начинает развиваться её стремительная карьера.

В балете челябинского театра своеобразным Пигмалионом для Маты Хари выступает капитан немецкой разведки Карл фон Байренг. Ему автор либретто приписывает идею появления нового агента немецкой разведки в образе танцовщицы экзотических танцев. Он же помогает устроиться Мате Хари в роскошный ресторан, где она с успехом выступает в новом шоу «Яванская принцесса».

- Мата Хари вынуждена стать агентом немецкой разведки, - рассказывает Надежда Калинина. – Такой путь для выживания она нашла, этим я оправдываю её. По сути своей она авантюрная личность, для неё шпионаж овеян флёром романтики, поэтому такой путь она для себя выбрала. Но, как и любая женщина, на своём пути она сталкивается с великой любовью. Да, это в её жизни довольно поздно происходит, но это было. Вадим Маслов – реальный персонаж, он тоже есть в нашем спектакле.

Самое сложное для балета – показать шпионскую атрибутику, рассказать в танце о разведке, двойных агентах, шифрах, паролях, секретных документах. Тем интереснее наблюдать за развитием сюжета балета «Мата Хари». Для создания определенного настроения, для прослеживания каждой сюжетной линии автор Надежда Калинина выбрала музыку нескольких композиторов. Вся любовная линия сюжета развивается под музыку Жюля Массне. Серьёзные, жесткие события развиваются в сопровождении Астора Пьяцоллы. Кроме того, слушатели услышат произведения Камиля Сен-Санса, Рихарда Штрауса и других известных композиторов.

Визуальное оформление балета «Мата Хари» принадлежит Сергею Новикову, он работал над сценографией, костюмами. В челябинском театре в его потрясающей сценографии уже идет балет «Сказки Гофмана». В основе декораций балета «Мата Хари» будет шикарный, богатый ресторан, пространство которого постепенно трансформируется вслед за сюжетной линией. Вспомогательным средством станут видеопроекции, которые помогут создать ощущения военного времени.

Согласно афише фестиваля, 10 и 11 июня состоятся показы лирико-комедийного балета «Барышня-крестьянка» на музыку Бориса Асафьева в постановке режиссера-хореографа Андрея Меланьина из репертуара Башкирского театра оперы и балета. Знаменитый сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина оживет под музыку композитора Бориса Асафьева в сопровождении оркестра башкирского театра оперы и балета. Специально для этих спектаклей башкирский театр привозит с собой полный состав симфонического оркестра под руководством дирижера, народного артиста Республики Башкортостан Артема Макарова.

14 и 15 июня поклонников балета ждет встреча с азербайджанскими артистами. Театр оперы и балета из Баку представляет балет «Тысяча и одна ночь» на музыку композитора Фикрета Амирова в постановке Наили Назировой. Стоит отметить, что на гастроли в Челябинск балет приезжает в обновленной сценографии. Симфонический оркестр челябинского театра оперы и балета будет сопровождать выступления азербайджанской труппы. За дирижерский пульт в эти дни встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Азербайджанского театра оперы и балета, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Кулиев.

Стоит отметить, что две такие разные работы театров- гостей фестиваля объединяет одно имя – художник-постановщик Дмитрий Чербаджи. Декорации авторства хорошо знакомого нам художника, действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Чербаджи, украшают балет «Барышня-крестьянка» и «Тысяча и одна ночь».

17 июня состоится масштабный гала-концерт фестиваля, составленный из лучших номеров артистов балета.


Постоянная ссылка на материал:
https://www.cultureural.ru/articles/741

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!