Версия для слабовидящих

«Алые паруса» приплыли: в Челябинском оперном театре поставили мюзикл

6 октября 2023 / Фото: Андрей Ткаченко / Сетевое издание «ЧелГид»

Если вы не в курсе актуальной фем-повестки, поясняем: «Алые паруса» — вредное произведение, воспитавшее не одно поколение женщин-мечтательниц, неведомо чего ждущих у моря. К счастью, в Челябинском театре оперы и балета такую трактовку даже не рассматривали: просто взяли несколько десятков артистов, включая детей, замечательную музыку Дунаевского и сделали классную хореографию.

Юная Ассоль ждет Грея. Ждет, когда на горизонте появится тот самый корабль под алыми парусами. А вокруг все искрит, сияет, вспыхивают 3D-фигуры; красивые длинноногие люди танцуют, подпрыгивая метра на полтора вверх, поет хор; а второстепенные персонажи ведут сюжет вперед, строя козни и бедной девушке, и всем, кого она любит.

Фото: Андрей Ткаченко

Вот примерно такой визуальный и смысловой ряд у нового спектакля оперного театра. Что уж там говорить, повесть-феерия Александра Грина — не самый сложный в семантическом смысле материал. Да и сам образ алых парусов — не из многослойных. История, как девочка влюбилась в парня-мечту и ждала его буквально на берегу моря. Есть, правда, чисто технически немного схожая история о Кончите и Резанове, но мы тут все-таки в другом (и о другом) спектакле, так что не будем о грустном.

Лонгрен и Ассоль  |  Фото: Андрей Ткаченко

Так что «Алые паруса» — просто идеальный материал для мюзикла: синтез жанров обеспечен простотой смыслов, скажем так. Композитор Максим Дунаевский написал красивейшую музыку, а в Челябинском оперном театре это материал постарались сохранить в первозданном виде. Причем танцевальные номера работают на то, что сюжет даже стал интереснее!

Фото: Андрей Ткаченко

— Например, у нас есть прекрасный номер «Мальчишки», в котором участвуют ребята из нашей детской вокальной школы искусств, которую курирует Борис Каплун, — говорит дирижер Александр Матушкин. — Это так красиво, так живо! А ведь мюзикл — жанр сложный, тут все должно работать идеально: микрофоны хорошо звучат, артисты танцуют и поют одновременно. И не просто так, а чтобы был образ, глаза горели, чтобы на зрителя смотрели, а зритель радовался!

Дирижер Александр Матушкин | Фото: Андрей Ткаченко

Фото: Андрей Ткаченко

Кстати, если Ассоли в спектакле много — от образа куколки в детском одеяльце до взрослой девушки, то вот Грей появляется... минут на 10–15. Ничего — великая любовь умеет ждать! Зато совершенно потрясающие линии у Меннерса-младшего, Эгля (Павлу Чикановскому очень идут седой парик и угольные брови), Лонгрена.

Лонгрен переживает за судьбу дочери Ассоль  |  Фото: Андрей Ткаченко

— Грей кажется главным героем, но в спектакле гораздо больше времени уделено моему персонажу, Меннерсу-младшему, — говорит солист Виталий Савельев. — Дунаевский в своем музыкальном полотне прописал его хорошо. Сначала он маленький бандит, потом сильный мужчина, и он искренне любит Ассоль. Но... девочка выбирает хорошенького мальчика, а не брутального мужика! — смеется артист.

Актер Виталий Савельев  |  Фото: Андрей Ткаченко

Хоть Савельев и оперный певец, а подвигаться почти как артисту балета и ему пришлось — например, в первом отделении шикарная сцена драки. Впрочем, не стоит переживать — спектакль специально «подгоняли» под ценз 12+, и ничего, что было бы за пределами семейного просмотра, вы там не увидите.

Фото: Андрей Ткаченко

Зато много номеров ослепительно красивых: при минимуме лаконичных подвижных декораций художники по свету и костюмам сделали впечатляющую работу: на сцене будут и объемные проекции, и световые иллюзии, а уж как и во что одеты артисты — лучше посмотреть самим, чем слушать рассказы.

Фото: Андрей Ткаченко

Юная Екатерина Юдина, сыгравшая Ассоль в 12 лет, выглядит как настоящий ангел, и ее легкий высокий голос тому подтверждение. Актриса признается — когда она занималась в школе вокала и получила предложение выйти на сцену в таком масштабном спектакле, то сразу согласилась... не представляя, как сложно будет играть на контрасте с опытными актерами.

— Ассоль ярко верит в мечту и несет это с собой, несмотря на окружающих. Мой характер — совсем не такой, и было непросто воплотить эту героиню. Артисты взрослые мне содействовали очень, например, Павел Чикановский — он и импровизирует и сразу помогает, чтобы сцена выглядела идеально, — говорит актриса.

Екатерина Юдина, исполнительница роли Ассоль в 12 лет  |  Фото: Андрей Ткаченко

А что касается нового прочтения «Алых парусов» как произведения антифеминистического, породившего несколько поколений женщин, буквально ждущих у моря погоды и тратящих свою жизнь непонятно на что... Вот что говорит по этому поводу хореограф-постановщик, заслуженная артистка России Вера Арбузова:

— Наш мюзикл — история любви, которая рождает веру в чудо. Любви, от которой хочется петь и танцевать. А тенденции... знаете, я не считаю, что женщина должна быть глобально эмансипированной; все же женщина должна идти за мужчиной и у каждого в семье должны быть обязанности. Великой любви такое распределение никак не мешает. 


Хореограф Вера Арбузова | Фото: Андрей Ткаченко
 
Что же, если такое говорит женщина, сумевшая поставить хореографические номера на несколько десятков человек, включая взрослых мужчин и подростков, — наверное, к этому стоит прислушаться. 

Постоянная ссылка на материал:
https://chel.guide/articles/alye-parusa-priplyli-v-chelyabinskom-opernom-teatre-postavili-myuzikl

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!