Версия для слабовидящих

Хореографическая фантазия. Неповторимая Ида Рубинштейн исполнила на челябинской сцене свой лучший танец

24 октября 2016 / Екатерина Сырцева / Южноуральская панорама

«Любовь и страсть Иды Рубинштейн» — так называется балетная постановка, премьера которой с блеском состоялась 22 и 23 октября в театре оперы и балета им. М.И. Глинки.

Спектакль посвящен творчеству и жизни выдающейся танцовщицы ХХ века, оставившей значимый след в истории мирового танцевального искусства. И весьма неоднозначную память о себе самой.

Ида Рубинштейн — женщина-загадка, сотворившая сама себя, создавшая свой особый мир, который во многом не соответствовал общепринятым устоям и канонам. Но в своей самоотверженной преданности Искусству и Красоте она шла до конца, жертвуя порой простым человеческим счастьем ради счастья иного, неземного, порядка.

В лунном свете

Под тревожные аккорды «Пляски смерти» Сен-Санса на сцену вылетают изящные пары. Точеные фигуры танцоров облачены в скользящие, полупрозрачные, струящиеся ткани пастельных цветов. Силуэт Эйфелевой башни вдали и орнаменты в стиле модерн помогают понять, где мы и в каком времени находимся. Начало ХХ века — эпоха смены парадигм в искусстве, эпоха новых идей, а главное, новых творцов, ищущих путь к красоте в этом земном, усложняющемся мире.

Над феерией блеска и роскоши сияет луна. Не солнце, не звезда, никакое другое небесное светило. Именно луна — символ женской энергии, творческого начала, мудрости, доступной истинным творцам и тонким романтикам. В лунный свет вступает Ида Рубинштейн в начале спектакля. В ее серебряной поверхности она ищет свое отражение на протяжении всего балета. Луне танцовщица словно задает вопросы, обращается к ней за поддержкой в моменты душевных переживаний. В лунном сиянии она черпает силы и энергию. В нем же Ида возрождается после душевной гибели, вызванной потерей любимого мужчины, и обретает свое бессмертие.

Таким представляется Ида Рубинштейн при просмотре спектакля, созданного в Челябинске хореографом-постановщиком из Санкт-Петербурга Надеждой Калининой, лауреатом VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», серебряным призером I Федерального фестиваля «Театральный Олимп». Образ этот, как и сам балет, условный и отчасти фантазийный. У создателей спектакля не было цели показать жизнь великой танцовщицы с документальной точностью. Потому несовпадение сюжета с реальной биографией Иды Рубинштейн не должны удивлять зрителей, предварительно прочитавших историю жизни неординарной еврейки.

Такой ли была одна из самых загадочных женщин в мировом искусстве? О чем она на самом деле мечтала? Что чувствовала, выходя на сцену в возмутительно (по меркам того времени) открытых и легких нарядах, обнажая перед зрителями свое тело и душу? Мы уже никогда не узнаем, что в Иде Рубинштейн было больше, — самолюбования, высокомерия и необоснованных творческих амбиций или самоотверженной преданности искусству, страстного поиска красоты и душевной устремленности в другие измерения, неподвластные законам и принципам этого земного мира. Кем была Ида на самом деле — не знавшей ни в чем отказа обладательницей огромного состояния или метущейся в поисках красоты и вечности душой?

В основу сюжета положены лишь некоторые фрагменты биографии Иды Рубинштейн. Это ее взаимоотношения с художником Александром Бенуа и миллионером Уолтером Гиннессом (в либретто к спектаклю он назван Вальтером), поиск собственного хореографического стиля, отличного от классического академизма, этапы обретения славы и мировой известности. Все это было — и особое окружение, и разрушение стереотипов, и всеобщее внимание. Но было и другое — отсутствие выдающихся балетных данных и хореографической подготовки, непонимание со стороны общественности, обвинения в развратности и нарушении моральных устоев, скандальная репутация и… забвение в последние годы жизни. Но этого в постановке вы не увидите.

Несколько иную роль, нежели показано в спектакле, играл в жизни реальной Иды Рубинштейн Уолтер Гиннесс. В этом балете он показан как самая большая любовь танцовщицы. И одновременно ее боль. Окруженная поклонниками, ослепленная блеском славы и признания, Ида забыла своего любимого и потеряла его навсегда, полностью отдав себя искусству. Но искусство же помогло ей возродиться, обрести крылья, засиять, подобно всполохам огня, и навсегда перестать быть простой, земной женщиной. Таков финал спектакля. Иначе сложилась судьба реальной Иды Рубинштейн. Как, впрочем, и самого Гиннесса…

То ли сон, то ли явь

Помимо того что это спектакль-фантазия, это еще и спектакль-компромисс. Балет «Любовь и страсть Иды Рубинштейн» создавался по заказу французского продюсерского центра Arame Production на базе Челябинского театра оперы и балета. Французы хотели показать Иду блистательной танцовщицей, которая шла своим особым путем и стала своего рода иконой танцевального искусства того времени. Местом действия были выбраны Франция и Испания, а музыкальным оформлением — произведения Камиля Сен-Санса, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Исаака Альбениса, Николая Римского-Корсакова.

Видение Иды Рубинштейн художником-постановщиком, ожидания заказчика и творческие особенности солистов, так или иначе вынуждали авторов искать некий компромисс, который позволил бы не потерять суть и главную идею за внешним блеском и технической стороной постановки. Одним из результатов этого компромисса является то, что зритель увидит не только змеиную пластику танцовщицы, но и ее блестящее владение пальцевой техникой. В то время как в реальности большую часть своего творческого пути Ида Рубинштейн была «беспальцевой» танцовщицей, а на пуанты встала, когда ей было уже за 40 лет.

Свою авторскую хореографию Надежде Калининой нужно было адаптировать под разных солистов. Их опять-таки по требованию заказчиков две пары. И все они  не из Челябинска. Хотя начиналась работа именно с челябинскими артистами — Екатериной Хомкиной и Алексеем Сафроновым, которым очень подошла хореография санкт-петербургского балетмейстера (по ее собственному признанию). В конечном варианте главные роли — Иды и Вальтера — исполняют две пары: ведущая солистка Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна (Армения) Сона Варданян и ведущий солист Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина Михаил Ткачук, а также ведущие мастера сцены Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Марина Вежновец и Юрий Ковалев. Также в постановке задействованы 12 пар кордебалета, в который вошли артисты из Челябинска и приглашенные танцоры.

Над созданием декораций и костюмов для балета «Ида» работали известные не только в Челябинске, но и на всероссийском уровне художники Антон и Елена Сластниковы. Ключевыми элементами декораций были сделаны зеркальные поверхности и луна, тоже похожая на огромное зеркало. За отражениями артистов порой хочется следить больше, чем за происходящим в реальности. Зеркальный эффект создает иллюзию погружения в иной мир — мир мечты, мир сна. И в таком состоянии ты уже не удивляешься, когда видишь на сцене ожившую картину Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Ассоциация с шедевром выдающегося импрессиониста неслучайна и была изначально заложена Еленой Сластниковой в эпизод выступления Иды в балетном классе в Барселоне.

Поистине кульминацией постановки становится финальный танец Иды на столе, отсылающий к реальному факту биографии Иды Рубинштейн. Речь идет об известном испанском танце болеро, который Ида поставила вместе с балетмейстером Брониславой Нижинской и художником Александром Бенуа под музыку, специально написанную для этого танцевального номера Морисом Равелем. Премьера «Болеро» состоялась в 1928 году. В спектакле нашего времени известная постановка на круглом столе претерпела некоторые изменения изначального замысла и обрела новое звучание, но суть сохранилась. Как и тогда, почти столетие назад, «Болеро» Иды Рубинштейн является пиком творческой карьеры этой выдающейся танцовщицы, смелой женщины, путешественницы, загадочной личности, которая всю свою жизнь сама создавала свой особый мир и особый образ и отстаивала его право на существование.

P.S. В этом году увидеть мировую премьеру зрители Челябинского театра оперы и балета могли только 22 и 23 октября. 7 ноября артисты отправятся на гастроли в Европу, чтобы выступить на 60 сценических площадках. Снова увидеть «Иду» в Челябинске южноуральцы смогут в мае 2017 года.


Постоянная ссылка на материал:
http://www.up74.ru/articles/kultura/89206/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!