Версия для слабовидящих
Новости

Пряник надо заработать

Юрий Клевцов: челябинский балет и его перспективы Поводом для встречи с главным балетмейстером Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки народным артистом России Юрием Клевцовым послужили гастроли в Китай. К тому же наш разговор происходит после 100 дней ...

Юрий Клевцов: челябинский балет и его перспективы

Поводом для встречи с главным балетмейстером Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки народным артистом России Юрием Клевцовым послужили гастроли в Китай. К тому же наш разговор происходит после 100 дней пребывания Юрия Викторовича в этой должности.

«Золотой век» не бесконечен

— Юрий Викторович, сто дней достаточный срок, чтобы сделать определенные выводы в отношении балетной труппы нашего театра. В каком состоянии, на ваш взгляд, она находится?

— Времени действительно хватило, чтобы отсмотреть большинство спектаклей, в том числе и на видео. Меня порадовал неплохой уровень труппы в целом, профессионализм. Однако ста дней хватило обнаружить и слабые места, которые настораживают.

— Я думаю, вольно или невольно вы сравниваете рабочую обстановку с той, что существует в Большом театре, где вы были 21 год ведущим солистом и естественно являетесь воспитанником и продолжателем школы Большого.

— Конечно, сравниваю. И вот в чем различие. Я привык там к ежедневному нелегкому труду, невзирая ни на какие праздники, собственные, внутритеатральные и другие проблемы, поскольку любое отвлечение мешает главному — качеству балетного мастерства. Я пытаюсь в мягкой форме, беседах донести ребятам, что никогда не будет больше зарплата, лучше сцена, не добавится мастерства, если не выкладываться полностью. Балет требует ежедневной самоотдачи, без которой невозможен уровень, обеспечивающий, в конечном счете, зрительский интерес, успех, гастроли. Просто так пряник никому не дадут. Мой педагог Александр Александрович Прокофьев, воспитавший целую плеяду известных российских танцовщиков, всегда говорил нам, своим ученикам: «Запомните: кто-то из вас будет есть простой хлебушек, кто-то бутерброд с маслом, а кто-то и с черной икорочкой».

— Юрий Викторович, по поводу «икорочки», — высокого мастерства. Предела ему, конечно, нет, однако когда в театре ставится новый балет — я имею в виду «Золотой век Русского императорского балета» Юрия Бурлаки, современный балет на музыку Стравинского «Свадебка» в постановке французского хореографа Режиса Обадии и другие, — специалисты тем не менее подчеркивали, что труппа подросла, преодолев очередную ступеньку. Это так?

— Конечно, любая новая постановка — это возможность творческого роста. Однако вновь сошлюсь на Александра Александровича Прокофьева, который предостерегал: «Мастерство — это как карман с прорехой. Его никогда не бывает достаточно, оно имеет свойство утекать в эту дырочку».

Действительно, каждый новый спектакль да еще в постановке грамотного балетмейстера — это шаг вперед, но, к сожалению, репертуар челябинского театра все-таки достаточно скуден. Ну не может же «Золотой век» идти бесконечно. Нужно постоянное обновление и, конечно, возвращение к хорошим старым постановкам.

Зритель любит эксклюзив

— Что вы планируете показать зрителю нового в свой первый сезон?

— Возвращение очень неплохого спектакля «Слуга двух господ» — он уже восстановлен и, конечно, премь­еру «Эсмеральды», которую мы ставим с Юрием Бурлакой.

Именно такие постановки, как «Золотой век», «Эсмеральда», и должны стать украшением репертуара, привлечь зрителя, который сегодня, да и всегда, ждет красочных зрелищ. Согласитесь, скучно смотреть одни и те же старые спектакли с не соответствующими времени декорациями, светом, костюмами и прочего. А главное, и сами артисты устают ежедневно танцевать одно и то же.

Вот так и теряется интерес к балету и театру.

— А интерес-то огромен. Современные балеты, которые показали в Челябинске артисты Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, просто взорвали атмосферу театра. Публика, как выражается один из сатириков, неистовствовала. Восхищались новыми формами и, конечно, высочайшим мастерством, которым эти формы требуют. Однако, Юрий Викторович, вы больше тяготеете к балетной классике?

— Я бы не был так категоричен, хотя действительно воспитан на академической классике. Балеты, которые вы упоминали, действительно очень хорошие, но в России нет собственных постановщиков, а бесконечно приглашать их из-за границы вряд ли имеет смысл. На Западе современным направлением занимаются десятилетия, и там оно развито. Мы наблюдаем интересные находки, новые краски. Это целая школа, которой у нас, увы, нет. Тот же Килиан, чьи работы вы видели в Челябинске, уникален: он совершенно по-другому видит человеческое тело. Кстати, в России был хореограф такого плана Касьян Голейзовский, который в начале века ставил потрясающие номера. Но новой власти все это было не нужно, и современное направление в балете было благополучно похоронено. Однако сохранилось великое классическое наследие. И Россия вправе этим гордиться.

— Вы собираетесь кого-то приглашать в Челябинск для новых постановок?

— Да. С Юрием Бурлакой театр уже сотрудничает. Кроме того, мы ведем переговоры с Алексеем Ратманским, с которым вместе работали в Большом. Это тоже хореограф с мировым именем. Я помогал ему ставить балет «Утраченные иллюзии», работая с солистами в Большом театре. Надеюсь, что в ближайшем будущем к нам приедет Юрий Посохов — он сейчас в Сан-Франциско. И я думаю, что это будут хорошие и прежде всего авторские, эксклюзивные спектакли.

— Челябинск с интересом ждет: а что вы сами собираетесь поставить?

— Я надеюсь, что это будет обновленный «Щелкунчик». Сейчас пока все сложно: идут репетиции детского спектакля «Кот в сапогах», готовимся к гастролям. Но, конечно, хочется уже приложить и собственную руку, сделать свой спектакль.

На гастроли в Европу

— В ближайшее время, как я понимаю, это вряд ли возможно: вы уезжаете на гастроли в Китай. Кстати, с чем едете?

— С «Лебединым озером», в Поднебесной пройдет Международный фестиваль балета (театр уже вернулся в Челябинск. — Л.С.). Это не мои договоренности, у меня свои требования к гастролям. Но я понимаю, как это важно для артистов, для которых возможность показать себя, получить впечатления просто необходима.

— Но после Китая тур в Европу?

— Да, мы едем в Сербию, Хорватию, Словакию, Болгарию, Венгрию со спектаклями «Спящая красавица», «Лебединое озеро», с треть­им вопрос пока не решен.

— Юрий Викторович, с приходом нового руководителя в любой коллектив процесс обновления неизбежен. Вы тоже этим занимаетесь?

— Да, и дело не только в моем приходе. Смена поколений, пополнение молодыми кадрами, другие подвижки для любого театра естественны. Вот и в Челябинск приехали ребята из Свердловска, Уфы, Магнитогорска. Я сам собираюсь в Уфу, Петербург, Пермь, чтобы кого-то пригласить. Там же учатся и челябинцы, на них хочу сделать ставку.

— Как срабатываетесь с руководством?

— С директором театра Владимиром Александровичем Досаевым мы понимаем друг друга. И дело не в том, что у него большой опыт театрального менеджера. За его плечами — нацеленность на успех и небеспочвенная. Он понимает, куда и как идти. У меня ощущение, что нам по пути.

Лидия Старикова, Южноуральская панорама

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!