3 апреля 2025 / Александр Матусевич / Литературная газета
Отец Отечества
В Челябинском театре оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Михаила Богданова «Пётр Первый».
Фигура Петра Великого — масштабная в истории России и мира — не единожды появлялась на оперной сцене. До революции 1917 года — не у нас, поскольку тогдашние монархические правила запрещали выводить на сцену представителя царствующего дома Романовых. В XVIII–XIX веках в Европе, где интерес к царю-реформатору был всегда велик, были созданы оперы Гретри («Петр Великий»), Доницетти («Ливонский плотник» и «Бургомистр Саардама»), Лорцинга («Царь и плотник») и других, менее именитых композиторов, в которых образ первого российского императора был решен главным образом в комедийном ключе, а сюжеты повествовали о курьезных, почти анекдотичных и зачастую весьма далеких от исторической достоверности случаях из жизни русского монарха. На родине царя после отмены ограничений первым к теме обратился советский композитор Владимир Щербачев, написавший комическую оперу «Табачный капитан», весьма популярную в послевоенном СССР. В 1975-м же появилось знаковое сочинение на петровскую тему – опера ленинградского композитора Андрея Петрова «Пётр Первый», повествующая о переломном времени становления новой России, в центре которой во всю мощь была представлена фигура царя.
Петровская тема весьма популярна в современной России: после отказа от советского идеологического дискурса и при фактическом отсутствии какого-либо внятного нового нарратива для постсоветской страны историческая фигура царя-преобразователя выдвинулась на первый план. Три года назад процесс был подстегнут большим юбилеем – 350-летием со дня рождения Петра. В этой связи в музыкальном театре вновь вспомнили об опере Петрова (ее исполнили в Екатеринбурге и Саратове), а для питерской Музкомедии американский композитор Фрэнк Уайлдхорн написал новый одноименный мюзикл.
Аналогичным путем решили идти и в Челябинске: предложить новинку. Хотя юбилей уже отгремел, но незаметно подкрался другой: 300-летие со дня смерти монарха. К нему в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки подготовили мировую премьеру: по инициативе директора театра Владимира Досаева заказали московскому композитору Михаилу Богданову новую оперу на оригинальное либретто Николая Денисова. В портфолио у автора уже есть одна опера (детская – «Приключения Жакони», поставленная и с успехом шедшая в Новосибирске), а кроме того он – профессор Московской консерватории по кафедре композиции, где преподает оркестровку. Ученик Тихона Хренникова Богданов – приверженец мелодизма и ясной гармонии, а его мастерство в обращении с оркестром позволило решить новую оперу весьма колоритно.
Праздничная по средствам выразительности, где превалирует звучание медных духовых, но одновременно и драматическая по накалу развернутая увертюра – первое, что слышит публика, пришедшая на премьеру, сразу погружаясь в мир традиционной исторической оперы. Музыкальный язык Богданова доступен слушателю любого уровня подготовки, он рассчитан не только на утонченного меломана. Яркие мелодии у солистов, в которых слышатся отголоски советского мелоса, обилие ансамблей, развернутые хоры, патриотические массовые песни, военные марши, развернутые балетные дивертисменты – в опере Богданова все это есть: получилась настоящая русская гранд-оперá, в которой ощутимо родство с лучшими отечественными образцами жанра XIX – XX веков.
Сюжетно авторы оперы останавливаются на трех ключевых событиях в жизни монарха (в сочинении как раз три акта) – поражении под Нарвой, и двух блистательных победах – на суше (под Полтавой) и на море (у мыса Гангут). Стало быть, батальные сцены играют крайне важную роль в новом сочинении. Но не только они – есть и лирические зарисовки (связаны с отношениями царя с Екатериной), находится и место всевозможным интригам (Мазепы, пани Дульской и митрополита Заленского, Карла XII), словом, обрисовано обширное историческое полотно, вобравшее в себя много линий и известных всем персонажей.
Как и многие русские классические оперы, тесно связанные с событиями русской истории, новый «Пётр Первый» властно требует реалистической интерпретации при своем театральном воплощении: привязка к эпохе, к конкретным событиям и личностям не дает здесь большого поля для интерпретационных вольностей. Режиссер Иркин Габитов, художник Вячеслав Окунев, балетмейстер Игорь Колб, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видео Виктория Злотникова не спорят с этим императивом – разворачивают на сцене красочный калейдоскоп зарисовок переломного в судьбах России времени, предлагая реалистический в своей основе спектакль, но решенный современными технологическими средствами. Получилось масштабно, драматически насыщенно, визуально очень красиво, эстетично.

Сегодня опера – жанр консервативный, мало развивающийся, теснимый многочисленными конкурентами из прочих видов искусств. Тем ценнее инициатива челябинцев, подарившая миру и России новое значительное сочинение, доказывающая, что «старушка опера» еще далеко не исчерпала свой потенциал и может быть интересна и публике XXI века.
Постоянная ссылка на материал:
https://lgz.ru/article/otets-otechestva/