8 октября 2024 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Портал «Культура и искусство Южного Урала»
Искусство самовыражения
Талантливый человек талантлив во всём. Хорошее утверждение, но есть одно серьёзное ограничение. К таланту обязательно должно прилагаться упорство, умение трудиться, стремление постоянно совершенствоваться. Иначе можно очень талантливо лежать всю жизнь на диване.
Талант, упорство, вдохновение, мудрость, целеустремленность, энергия, тонкий вкус, изящество – всё это про нашу сегодняшнюю героиню. Балерина, исполнитель ведущих партий Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки Екатерина Хомкина-Сафронова. В числе первых Екатерина удостоилась звания заслуженный артист Челябинской области. В послужном списке Екатерины более тридцати наименований серьезных партий, участие во многих международных проектах, гастроли по странам Востока и Европы, изрядное количество наград и прочих достижений.
- Что для вас новое звание?
- Для меня это звание очень много значит. Я никогда не думала, что в моей жизни такое событие может случиться. Когда ты начинаешь карьеру с хореографического училища ты не думаешь о каких-то званиях и наградах. Потом поступаешь в театр, проходишь все ступеньки роста танцовщика и уже в статусе ведущей балерины вдруг получаешь звание заслуженного артиста. Это как знак качества профессиональной карьеры, высшая оценка труда. Я довольна, что получила звание в Челябинской области. БОльшая часть моей карьеры, все значимые партии случились на сцене челябинского театра. Поэтому вдвойне приятно получить такую высокую оценку здесь, где меня все знают. Считаю, что появление нового звания даст дополнительный стимул развития творческим людям. Приятно сознавать, что теперь мои театральные коллеги смогут получить звание заслуженного артиста Челябинской области. Поддержка так важна для творческого человека!
- Вы ходите в другие театры? На концерты?
- Это сложный вопрос! Понимаете, у нас с другими театрами рабочее время совпадает практически полностью. У нас или спектакль или вечерняя репетиция. А в это же время другие театры выпускают премьеры, идут репертуарные спектакли. Конечно, мне было бы интересно посмотреть, чем занимаются коллеги. Но очень сложно вырваться. Артист только на больничном или в отпуске может попасть в театр как зритель. Но на больничном обычно гулять не можешь, а летом отпуск не только в нашем театре. Изредка получается попасть на концерты в филармонию.
- Отпуск у артистов балета дольше, чем у остальных профессий? На пенсию-то вы уходите раньше.
- Нет, пенсия и отпуск никак не связаны. Отпуск у нас как у всех, двадцать восемь рабочих дней. Плюс конечно, что он всегда случается летом, когда в театре перерыв перед началом нового сезона. Стараемся уехать путешествовать, сменить обстановку, посмотреть новые места. В другое время года не можем себе позволить уехать надолго, очень плотный график репетиций и спектаклей.
- Но для артиста много работы – это же хорошо?
- Для артиста хорошо, когда много разнообразной работы. Представьте, если бы в театре шли четыре-пять названий балетов. Это было бы печально и для публики, и для танцовщиков. Но наш театр самый лучший! Здесь созданы все условия для профессионального роста и развития артистов. У нас ежегодно выпускаются премьеры, приезжают разные постановщики, у нас богатый репертуар спектаклей. Зайдите на сайт нашего театра, и вы увидите, что у нас в репертуаре почти двадцать балетов. Не каждый театр может похвастаться таким разнообразием.
- Какая хореография ближе: классика или современность?
- Для любого выпускника хореографического училища классика понятнее и любая классическая партия проще в освоении. Тело уже знает, как двигаться, позиции отработаны годами. Современная хореография совсем иное дело. Зачастую задействуются такие группы мышц, о которых ты и не подозревал. Благодаря руководству нашего театра, в Челябинск приезжают работать очень разные по стилю балетмейстеры-постановщики. В прошлом году у нас состоялась премьера классической «Раймонды», а в нынешнем уже «Мата Хари» в авторской хореографии Надежды Калининой. И каждый из балетов по-своему хорош, каждый интересен.
- Какой стиль визуально привлекательнее?
- Классический балет имеет свою уникальную красоту и элегантность, которая притягивает зрителей. Он увлекает своими изящными движениями и красивой музыкой, создавая неповторимую атмосферу на сцене. Современная хореография, в свою очередь, более экспериментальна и инновационна. Она может быть дерзкой, эмоциональной и неожиданной, что делает ее увлекательной и захватывающей для зрителей. Каждый стиль имеет свои преимущества и возможности для самореализации хореографа и танцовщика.
- Что посоветуете зрителям?
- Тем, кто никогда не бывал на балете, желательно начать с ярких сюжетных постановок. Часто у людей складывается какое-то неправильное представление о балете. Они думают, что балет – это только «Лебединое озеро» и всё. Но целый мир существует на подмостках театра! «Бесприданница», «Анна Каренина», «Анюта», «Дон Кихот», «Мата Хари» - это прежде всего история, сюжет, рассказанный языком танца. И языком понятным широкому кругу зрителей. Добавьте к этому шикарные костюмы, эффектные декорации, выразительный свет, пронзительную музыку в исполнении симфонического оркестра! Перед вами откроется поразительный мир современного театра.
- Расскажите, как вы выбрали танец? Как попали в профессию?
- В детстве мама отвела меня в танцевальный кружок, о большой карьере не думали тогда. Но после 4 класса мою подругу Машу повели на просмотр в хореографическое училище. И мне тоже предложили сходить. Дальше история как в кино: Машу, к сожалению, не взяли, а меня пригласили на вступительные экзамены. Все три тура прошла успешно, и осенью приступила к занятиям. Учеба в училище не стала спокойной тихой заводью, сложности какие-то постоянно происходили: педагоги менялись, травмы в ответственный момент случались.
- Судя по тому, что мы сейчас беседуем в театре, получилось все преодолеть?
- Да (смеется Екатерина)! Окончила хореографическое училище и меня приняли в главный театр республики Казахстан - национальный театр оперы и балета имени Абая. За пять лет в театре я прошла все ступени – от артистки кордебалета до ведущей солистки. Первой большой ролью стала Повелительница Дриад в «Дон Кихоте» и потом пошло-поехало. Сейчас немного скучаю по балету «Бахчисарайский фонтан», который танцевала в алматинском театре. Кстати, там же, в Алма-Ате довелось поработать с великим хореографом Юрием Григоровичем, он ставил там спектакль. Работа с ним – это серьезное испытание, но и хороший урок на всю жизнь.
- Вы уже пятнадцать лет в труппе театра, живёте в Челябинске. Какими были первые ощущения от приезда в город?
- Да, верно, в 2009 году мы с мужем приехали жить и работать в Челябинск (Алексей Сафронов, исполнитель ведущих балетных партий ЧГАТОБ им. Глинки, заслуженный работник культуры Челябинской области – прим. авт.). Нас пригласил Константин Уральский, который в то время был художественным руководителем балетной труппы театра. Первые два года в Челябинске дались мне очень тяжело, слишком кардинально изменилась жизнь. Мы жили в Алма-Ате, я танцевала ведущие партии в главном театре, у нас был налажен быт, рядом были друзья, родные. А в Челябинске мы почти никого не знали, жили на съёмной квартире. И сам город в первую встречу меня немного испугал. Мы приехали в ноябре, город был такой холодный, серый, хмурый. Я думала: «Боже, куда мы едем!» Но труппа театра приняла очень тепло, душевно, постепенно мы подружились со всеми. После двух лет работы я окончательно осознала, насколько правильным стал наш выбор.
- Сейчас ситуация с городом изменилась? Как оцениваете?
- О, да! Столько положительных изменений в городе! Особенно за последние несколько лет. Город преобразился, стал по-настоящему красивым. Здесь приятно жить, работать и отдыхать. Когда к нам приезжают друзья, мы ведем их на прогулку по городу, приходят в восторг! Даже начинают нам завидовать. В Челябинске есть и парки, и скверы, фонтаны, интересные арт-объекты, зоны отдыха, спортивные площадки, кафе на любой вкус.
- Театр друзьям показываете?
- Обязательно! Честно говоря, я сама испытала культурный шок, когда первый раз увидела здание челябинского театра оперы и балета. Это же настоящий дворец! Я была поражена тем, настолько это огромный, колоссальный, шикарный театр. На уровне столичных и даже лучше!
- Думаю нет смысла спрашивать поддерживает ли вас семья? Ваш супруг тоже работает в театре, доченька пошла по вашим стопам.
- Да, мы живём театром, хореографией. Алексей исполняет ведущие партии в нашей труппе. Часто мы вместе в одном спектакле работаем на сцене как партнёры. Наша дочь уже подросла, после четвертого класса общеобразовательной школы мы поехали поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Теперь наша девочка учится в Санкт-Петербурге. Очень по ней скучаем, стараемся почаще созваниваться, встречаться при каждом удобном случае. Скажу по секрету, что после училища она хотела бы работать в нашем театре оперы и балета.
- Министерству культуры в нынешнем году исполнилось двадцать лет. Что можете пожелать?
- Пусть коллеги продолжают свой творческий рост и поддерживают культуру в нашем регионе. Потому что именно от них очень многое зависит. Вдохновения им и сил. И терпения. Очень сложная задача перед ними стоит.
Постоянная ссылка на материал:
https://cultureural.ru/articles/766