6 ноября 2023 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама
Онегин по-новому. В челябинской опере состоялось сразу несколько дебютов
В октябре множество певческих дебютов украсили оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки. Случилось своеобразное перерождение спектакля, значительно обновился состав исполнителей. Все знаковые мужские партии впервые в карьере исполнили молодые артисты театра.
Лед и пламень
Баритон Виталия Савельева звучит со сцены челябинского театра уже четыре года. За это время артисту выпало исполнять ведущие роли в разных постановках, и вот теперь Евгений Онегин. Дебют в заглавной партии случился в день рождения Виталия. По словам артиста, он благодарен судьбе: уже не в первый раз выпадает возможность отметить личный праздник выходом на сцену.
— Партия Евгения Онегина — самое большое из того, что мне довелось делать, — делится Виталий Савельев. — Подготовка к этому непростому дебюту началась еще с консерватории. Мой наставник, профессор Николай Голышев, передал мне много тонкостей по подготовке этой роли. Сам Николай Николаевич блистательно исполнял Евгения Онегина более двухсот раз.
Спектакль надо отслеживать в афише, обычно его дают несколько раз в год. Современная постановка оперы отличается особенно сложными декорациями: в первом акте много подвесных конструкций, а к третьему сцена заливается водой. Вода на сцене в оперном спектакле — необычное явление, это добавляет некоторой эксцентричности персонажам, натягивается нерв постановки.
— Да, вода символ, — рассказывает солист Виталий Савельев. — Это озеро — растаявшее сердце Онегина. В первом акте он холоден, как лед. Во втором акте во время дуэльной сцены появляются ледяные торосы. И третий акт — кульминация, перерождение героя.
«Евгения Онегина», гениальный роман в стихах Александра Пушкина, Петр Чайковский превратил в оперу в конце XIX века. С тех пор началось триумфальное шествие музыкального шедевра по репертуарам лучших оперных театров мира. Затаив дыхание, зал вслушивается и подпевает восхитительным словам: «Вы мне писали, не отпирайтесь», «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга!», «Любви все возрасты покорны», «Куда, куда, куда вы удалились».
Пленительный тенор Дениса Прокопьева удивительно тонко вписался в полотно постановки и подарил зрителям незабываемое впечатление от звучания популярнейших арий и ариозо Владимира Ленского.
— Лично для меня Ленский — одна из самых сложных партий в нашем театре, — признается Денис Прокопьев. — Еще предстоит много работы над этой музыкой, но я очень доволен, что дебют состоялся. Репетиции, кстати, более волнительны. Спектакль со зрителем — и я становлюсь совершенно другим человеком. Выхожу на сцену, и остается только петь и жить.
Дебют удался!
Огромная выдержка, кантиленность, гибкость и при этом очень большая звучность голоса требуется при исполнении партии князя Гремина. По сюжету муж Татьяны Лариной генерал Гремин «в сраженьях изувечен», родня и друг Онегина. Впервые в роли Гремина выступил солист Артур Садиков. Роль небольшая, генерал появляется на сцене только в третьем акте, но очень ответственная.
— Партия Гремина — знаменательная веха в развитии и становлении каждого баса, — объясняет Артур Садиков. — Партия требует огромного внимания, серьезного осмысления. Да и образ довольно возрастной. Чем больше работаешь над материалом, тем больше проникаешь в суть и открываешь для себя новые смыслы. Буду продолжать работать над материалом, шлифовать и оттачивать нюансы звучания.
В опере «Евгений Онегин» есть один комичный персонаж — месье Трике. Француз, слегка фальшивя, поет с листка забавные куплеты в честь Татьяны Лариной. Роль этого гротескного персонажа исполнил тенор Вячеслав Болтачев.
— Первая моя большая роль в театре, — говорит он. — Очень волнительно. Но мы вместе с режиссером Вадимом Кейшем плотно поработали, и я старался выполнить все задачи. Делал такого игривого, но при этом возмущенного, приставучего француза.
В Челябинском театре оперы и балета знаменитую оперу ставили пять раз, впервые она появилась в репертуаре в 1956 году. Стоит отметить, что опера не музыкальная иллюстрация к роману Пушкина, а вполне самостоятельное лирико-драматическое произведение. Дирижер Александр Матушкин руководит оркестром и помогает молодым солистам уверенно влиться в постановку.
— Задача дирижера в опере — постоянно держать зрительный контакт с оркестром, солистами, танцорами, — объясняет Александр Матушкин. — Где-то необходимо притормозить темп, где-то артикулировать и пропеть слова вместе с солистом. Сегодня дебютанты справились на отлично. Они все гиперответственные ребята и во время репетиций постоянно прислушивались к советам, работали над партиями. Результат получился очень достойный. Конечно, еще будем оттачивать фразировку, расставлять смысловые акценты, но дебют удался!
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/152894/