Версия для слабовидящих

Сказка в любом возрасте, или зачем нужна экскурсия в театр оперы и балета

2 ноября 2023 / Ксения Шумина. Фото: Андрей Ткаченко / Сетевое издание «ЧелГид»

Выйти на сцену... не в пуантах и пачке, а в кедах и худи, и при этом почувствовать себя частью волшебства! А еще побывать за кулисами, примерить грим героев спектаклей, увидеть уникальные костюмы — все это можно сделать в ходе экскурсии по Челябинскому театру оперы и балета. Когда, как? Ответы — в нашем материале.

Театр начинается с вешалки и... бархатного каната, преграждающего путь в помещения в то время, когда нет спектакля. Но в день экскурсии для зрителя можно (почти) все — даже попасть туда, где обычно бывают только артисты, постановщики и сотрудники цехов.

Фото: Андрей Ткаченко

Экскурсионная группа ждет начала. Фото: Андрей Ткаченко

Экскурсия в Челябинский театр оперы и балета рассчитана на группы от 15 человек. И лучше, если это будут люди минимум подросткового возраста — локации очень интересные, но довольно сложные. Нашу группу в фойе собирает специалист по связям с общественностью театра Анастасия Черкас. Она обещает, что будет очень интересно: экскурсия — тоже своего рода спектакль, иммерсивный, то есть с погружением. И сначала мы отправляемся в шикарный, очень красивый зрительный зал.

Анастасия Черкас ведет экскурсию. Фото:Андрей Ткаченко

— Самая верхняя точка зала — балкон, потом бельэтаж; «бель» переводится как «красивый» — название напоминает о том времени, когда было принято украшать вторые этажи зданий, — говорит Анастасия Черкас. — Ниже находится бенуар, вы сейчас сидит в амфитеатре, а ближе всего к сцене партер. Сегодня в него продают самые дорогие билеты, а когда-то партер был самым дешевым! Кто знает, почему?

Зрители выдают несколько неуверенных версий вроде резкого света, бьющего в глаза. Самым догадливым оказывается мальчик-подросток: в старину оперный театр освещался огромными люстрами с массой свечей, и падал воск крупными гроздьями именно... да, в партер! Так себе удовольствие, конечно, для дам с обнаженными плечами и кавалеров во фраках.

(А вот, кстати, догадаетесь, почему для обивки кресел используется бархат? Мы знаем, но не скажем, иначе какой интерес будет идти на экскурсию?)

Люстра-великан. Фото: Андрей Ткаченко

Кстати, огромные осветительные приборы и в наш век никуда не делись. В Челябинском театре оперы и балета — самая тяжелая в городе люстра! Она весит полторы тонны!! Ох, как под ней, кажется, неуютно сидеть... Впрочем, это все от масштаба и ослепительного сияния — на самом деле это, конечно, абсолютно безопасно: люстра вмонтирована в потолок намертво.

Оркестровая яма - источник божественного звука. Фото: Андрей Ткаченко

Вишневый бархат так и хочется потрогать. Фото: Андрей Ткаченко

А для кого в оркестровой яме самые высокие стулья? А почему выкладывать паркет в зрительном зале нужно особым образом? Столько всего интересного, и это только первая локация экскурсии.

Музей костюмов. Фото: Андрей Ткаченко

Группа в восхищении. Фото: Андрей Ткаченко

Поднимаемся на пару этажей выше. Здесь красота: за стеклом выставлены архивные костюмы, многим уже почти полвека — они изготовлены в цехах театра начиная с 1974 года, это вещи собственного производства. А есть и отданные в дар, совсем почтенного возраста. Например, одеяние Бориса Годунова — от Большого театра, оно сшито в... 1950 году.

Кстати, знаете, сколько костюмов требуется на один спектакль, с учетом разных составов? Ох, цифра вас наверняка поразит...

Те самые дары от Большого. Фото: Андрей Ткаченко

Качественные пуанты и после многократного использования держат форму. Фото: Андрей Ткаченко

Шапка столь же величественна, сколь и костюм. Фото: Андрей Ткаченко

Жабо и ручная вышивка. Фото: Андрей Ткаченко

Такая красивая пачка. Фото: Андрей Ткаченко

Далее двигаемся в музей театра — он такой новый, современный, интерактивный! Мелькает видео на стендах. Размещены фото и рисунки театра в проекте — он, оказывается, предполагался совсем другим: в стиле... аскетичного конструктивизма. Но это было в тридцатые годы, а затем вмешалась война. В начале сороковых почти готовое здание было передано под эвакуированный в Челябинск «Калибр». И здесь делали... патроны.

Легким касанием пальцев можно пролистать историю здания. Фото: Андрей Ткаченко

Макет "Лебединого озера". Фото: Андрей Ткаченко

Видеостена в музее. Фото: Андрей Ткаченко

Но после войны облик театра доработали, и оно утратило аскетизм, напротив: расцвело классическими формами русской театральной архитектуры XIX века. Будто кивая в прошлое: ведь именно здесь, на площади, когда-то стоял великолепный Христорождественский собор, заложенный в 1748 году.

— В 1996 году тут, на площади Ярославского, при работах обнаружили культурный слой. Когда-то здесь вообще было одно из первых кладбищ города, — рассказывает хранитель музея.

В одном только музее можно провести не меньше часа. Фото: Андрей Ткаченко

Но времени не так много, нужно двигаться вперед. Фото: Андрей Ткаченко

Что же, история нашего оперного театра — лишнее подтверждение тому, что и на костях и обломках прошлого, если относиться к этому всему с уважением, можно построить что-то прекрасное. И даже устраивать экскурсии.

Самая главная афиша. Фото: Андрей Ткаченко

Раритет! Фото: Андрей Ткаченко

А еще тут есть пианино XIX века с клавишами слоновой кости, уникальные старые пуанты и «запчасти» к ним и даже афиша первого спектакля в Челябинском театре оперы и балета: «Князь Игорь». И многое другое, даже интерактивная гримерка: жмешь на сенсорный экран — и вуаля, в нем ты уже загримирован под выбранного персонажа!

Автор статьи выбирает между «Паяцами» и «Алисой в Стране чудес». Фото: Андрей Ткаченко

Следующая локация похожа на портал в сказку — это уникальная светомузыкальная шкатулка-театр. Единственная в своем роде, в России и, похоже, даже мире. На этой маленькой сцене можно увидеть развитие оперы и балета с древности до наших дней.

Волшебство в укромном закутке! Фото: Андрей Ткаченко

Это уникальная шкатулка. Фото: Андрей Ткаченко

Участники экскурсии снимают мини-спектакли на видео. Фото: Андрей Ткаченко

Ну и, наконец, закулисье с огромными декорациями и целыми воротами для завоза реквизита и крупных вещей в театр. Кажется, вот-вот откуда-нибудь выползет Змей Горыныч или выплывет все Лебединое озеро... Даже если вы давно не ребенок, покажется, что попали в сказку.

Из этого создается волшебство спектакля. Фото: Андрей Ткаченко

Тыква ненастоящая! Фото: Андрей Ткаченко

А затем — выход на сцену. Кстати, а знали вы, что для балета на нее укладывают специальный линолеум?.. Ну, сегодня в зал изнутри смотрят не артисты, а участники экскурсии, так что можно обойтись и без него.

Оказывается, зал не такой и большой, если ты по ту сторону... Фото: Андрей Ткаченко

Фото над оркестровой ямой на память. Фото: Андрей Ткаченко

— Вы всегда можете зайти в наш театр со служебного входа, достаточно лишь прийти на экскурсию, — говорит Анастасия Черкас. — Как показывает практика, человек, увидевший это все своими глазами, навсегда забывает стереотип, что «оперный театр — это скучно». И начинает понимать, что это особый мир, узнать который — равно сделать свой мир чуть красивее и волшебнее.

Как же попасть на экскурсию? Все довольно просто: позвонить в отдел маркетинга театра и спросить, можно ли привести организованную группу. Или, может, есть уже почти организованная, человек в 14-16, к которой можно примкнуть? Экскурсии проводятся весь театральный сезон.


Постоянная ссылка на материал:
https://chel.guide/articles/skazka-v-lyubom-vozraste-ili-zachem-nuzhna-ekskursiya-v-teatr-opery-i-baleta

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!