29 мая 2023 / Попов. Балет и не только
Александр Попов, журналист, автор телеграм-канала «Попов. Балет и не только»
XIV Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» в Челябинском театре оперы и балета им. Глинки открывала премьера «Раймонды», бессмертного шедевра Петипа и Глазунова, в новой редакции худрука балетной труппы театра Юрия Клевцова. Народный артист России в недавнем прошлом - премьер Большого, накопивший с момента завершения карьеры танцовщика и опыт хореографа. Так что уровень постановки не вызывал сомнений, да и в Челябинске я до сих пор бывал только проездом, а тут выпадал шанс хоть на бегу, но посмотреть город.
К вечеру город стала накрывать тьма, пришедшая, конечно, не со Средиземного моря. Казалось, вот-вот грянет гроза, но не случилось. Видимо, мощный заряд энергии с небес перешел на сцену театра, где случился настоящий триумф балетного мастерства, фейерверк ярчайших танцевальных номеров. Все, кто это видел, ушли с ощущением праздника.
Повод для обращения Клевцова к «Раймонде» понятен - 7 января 1898 года, то есть 125 лет назад, триумфальная премьера этого балета состоялась на сцене Мариинки. В главной партии блистала тогда Пьерина Леньяни. Неудивительно, что одновременно с Челябинском «Раймонду» уже представили во Владивостоке, а 17 июня покажут в Самаре (в версии Юрия Бурлаки, мастера реконструкций, туда у меня тоже куплен билет).
В этом году я, как балетный неофит в самом расцвете сил, знакомлюсь со всеми «женскими» балетами. К виденным ранее «Жизели», «Коппелии» и «Спящей красавице» в марте впервые добавил «Сильфиду» и «Эсмеральду», в апреле - «Пахиту», а в мае - «Анюту». И вот - «Раймонда»! Спектакль считается одним из шедевров классического балета. Тем интереснее, что столь гениальную постановку удалось построить на основе слабейшего либретто авторства посредственной писательницы Лидии Пашковой. Но соединились два мастера, один - способный сотворить выразительную хореографию, другой - ее гениальное музыкальное воплощение. И произошло чудо!
Глазунов параллельно с «Раймондой» работал над Шестой симфонией, и в партитуре симфонизм ощущается практически кожей. А Петипа к тому времени пребывал в статусе патриарха русского балета. Композитор соблюдал все указания хореографа, но не жаловался: «Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Для Петипа «Раймонда» стала лебединой песней, для Глазунова - первым, но самым успешным опытом в балетном жанре. Баланчин, например, настолько любил эту партитуру, что создал по ней одноактную «Вариации на темы Раймонды».
В течение ХХ века свои версии балета создавали Горский, Вайнонен (вместе со Слонимским они сильно переработали сюжет), Лавровский, Григорович (две разных версии, в 1984 и 2003 годах, их называют «белой» и «синей» по цветам костюмов). За рубежом «Раймонду» много раз ставил Нуреев, с нее он начал свое руководство Гран Опера в 1983-м. В 2012-м Сергей Вихарев с Павлом Гершензоном восстановили этот балет в «Ла Скала» по записям Сергеева, та постановка стоила более 1 млн долларов.
Нынешние версии, в том числе челябинская, на такие рекорды не претендуют. Но при любых раскладах сложнейшая хореография этого балета невозможна без виртуозного владения техникой и физической выносливости буквально всех исполнителей. Поэтому осилить «Раймонду» способна далеко не каждая труппа. Стоит отдать должное челябинской - она смогла!
Юрию Клевцову удалось «сжать» продолжительный спектакль в два компактных акта. С учетом антракта на все ушло чуть более двух часов. Думаю, его коллега по Большому, а ныне худрук Марийского театра Константин Иванов, и сам мастер драйвовых редакций классики, такое бы сокращение точно оценил по достоинству. Да и началось все без опозданий, хотя первый звонок раздался лишь в 17.45. Обошлись без ненужных сейчас вступительных речей, чем грешили весь май на Нуриевском в Казани - хотя «Раймонда» при этом открывала фестиваль!
Первые овации артисты сорвали в первые же минуты, поскольку балетные трюки начались сразу, без разгонов. Может, поэтому финальное венгерское Гран-Па, которое, как я думал, будет не слабее «дон-кихотовского», по танцам вышло скромнее? Но ведь в «Раймонде» таких больших Па - три, а у солистки вообще семь вариаций! Оркестр под управлением дирижера-постановщика Вячеслава Губанова делал для поклонов необходимые паузы, но прекрасно держал темп в ходе основного действия.
Лири Вакабаяси и Алексей Шакуро в главных партиях Раймонды и Жана де Бриена были великолепны, хотя последний порой и напоминал мне принца Зигфрида, только в шлеме. А вот Кубаныч Шамакеев в ярких костюмах сарацинского рыцаря Абдерахмана изображал настолько сильную восточную страсть, что зал неистовствовал (кстати, сам Клевцов исполнял эту партию в Большом - интересно, также?). Вакабаяси и Шамакеев, кстати, пара в жизни, так что столь яркие чувства к своей «Раймонде» артисту сыграть было не сложно. Я их видел в марте на Гранд-Гала Нуреевских дней в Уфе, в Гран-Па из «Дон Кихота», и это тогда было незабываемо.
Слаженно и технично отработал свою часть и кордебалет, что в спектаклях большой формы - безусловная часть общего успеха. Воздушной казалась и Белая дама, почти всю партию скользившая по сцене в па-де-ша. Почти без изъянов прошли и многочисленные вариации, только четырем друзьям де Бриена стоит еще немного «докрутить» свой танец (в прямом и переносном смысле). Порадовало, что нашлось место на сцене даже юным учащимся хореографического отделения института искусств!
Единственное, что лично меня немного раздражало - слишком уж длинные плащи у мужчин и накидки и женщин, особенно у Белой дамы. Порой в них просто тонули тончайшие по танцевальному почерку движения. Мне все время казалось, что сейчас артист все-таки наступит на край ткани. Реквизит, правда, чуть не подвел в другом месте - в соло Раймонды с шарфом, сложности которого позавидовали бы все мастера художественной гимнастики, порхающая ткань все же зацепилась за пачку. Но Вакабаяси очень элегантно ее освободила, не сбившись ни на ритм. Возможно, я в принципе сидел под не самым лучшим углом - первое место в первом ряду партера, но все же…
Постоянная ссылка на материал:
https://t.me/popovballett