18 ноября 2022 / Ирина Дурманова. Фото: Людмила Ковалева / Южноуральская панорама
Самая венгерская. В Челябинском театре оперы и балета снова премьера
На сей раз репертуар театра пополняет оперетта Имре Кальмана «Марица». В феврале 2024 года она отпразднует свой 100-летний юбилей. Впервые спектакль был поставлен в Вене на сцене театра «Ан дер Вин» и имел огромный успех.
Почти 99 лет — вполне зрелый возраст для оперетты, доказывающий огромный интерес к красивой истории любви, которая оказалась выше социального неравенства и сословных предрассудков. В списке произведений гениального композитора «Марица» занимает особое место. Ее называют самой венгерской опереттой, в которую он вложил всю свою любовь к родине, национальную искрометность, экспрессию музыки. Челябинские зрители увидят, как удалось театру передать этот необыкновенный и яркий колорит, в ближайшие выходные, 19 и 20 ноября.
Любовь всегда побеждает
В центре сюжета две пары, которые встречаются, влюбляются и напрасно борются с чувствами. Некогда представитель высшего сословия, но разорившийся Тассило работает управляющим в поместье, чтобы обеспечить достойное образование своей любимой сестре Лизе. Графиня Марица — владелица этого поместья, уставшая от назойливости поклонников, которых в первую очередь интересует ее богатое приданое. Чтобы обрести спокойствие, она объявляет о помолвке с вымышленным женихом. Но, оказывается, в реальной жизни есть человек с таким именем. Зупан прибывает в поместье. Он владелец колбасно-сосисочного производства, мечтающий за счет неожиданной невесты увеличить поголовье скота и развести великое свинство. Марица все ему объясняет и просит веселого колбасника подыграть ей. Но тут на сцене появляется сестра управляющего. Любовь поражает Марицу и Тассило, а следом Лизу и Зупана. В оперетте может быть только счастливый финал, когда любовь побеждает и оборачивается огромным счастьем для четверых героев.
Почти музейный жанр
На челябинской сцене «Марица» ставится в третий раз. Она уже входила в репертуар театра в 1988 и 2007 годах. На этот раз создатели несколько отошли от классического варианта, постаравшись подстроиться под современного зрителя. Поставил спектакль режиссер из Санкт-Петербурга Василий Заржецкий, уже знакомый челябинцам по мюзиклу «Алиса в Стране чудес». Он считает, что некоторые изменения пошли спектаклю только на пользу.
— Оперетта — это почти музейный жанр, — говорит режиссер, — потому что так натурально радоваться жизни в современном мире невозможно. И мы хотели, пользуясь классическим слоем, привнести в этот жанр время, воздух, сделали упор на психологические взаимоотношения между героями. Мы совмещаем классику с современным взглядом на оперетту. За основу взяли несколько сценариев и создали некий симбиоз, оставив самые интересные каскады, шутки и репризы. И мы сократили сценарий, потому что зритель уже не будет смотреть спектакль четыре часа. Он получился очень насыщенным и динамичным.
Завидую зрителям
— Имре Кальман — искрометный композитор, — рассказывает о своем участии в премьерном спектакле исполнитель роли Зупана Алексей Пьянков. — В его опереттах всегда очень ярко прописаны характеры. У нас образы более легкие, чем у главных героев.
— «Марице» скоро исполнится 100 лет. Как она выглядит?
— Она всегда молода. Особенно это заметно, если посмотреть на наших «Мариц». Такие статные и красивые девушки у нас в театре играют эту роль! Спектакль получился интересным. Мы показываем себя и как солисты, и как драматические артисты, и как танцоры. Музыка потрясающая, и очень много юмора. В нашем сценарии перевод немного другой, его привез Василий Заржецкий. И мой герой немного другой. Какие-то номера урезаны, но все настолько логично проставлено, что все слушается и смотрится на одном дыхании. Я по-настоящему завидую зрителям, которые впервые увидят «Марицу» и обязательно влюбятся в этот спектакль. Там есть все: балет, танцы, красивая музыка, яркие массовые сцены, лирические диалоги, красивые костюмы и декорации! Колоссальное удовольствие можно получить.
Сначала чувства
— Мы сделали из оперетты любовную мелодраму, — соглашается с коллегой исполнительница роли Марицы Наталья Даренских. — Моя героиня чувственная, страстная, готовая пожертвовать всем ради любви.
— В современном мире бы начали: «богатая и успешная»…
— Поэтому я так и сказала, что у нее на первом месте чувства и любовь. И это важно. Да, Кальман написал самую венгерскую оперетту в его репертуаре. Это подчеркивается в заглавной партии моей героини, в костюмах, в зажигательных танцах. Очень яркие номера поставила балетмейстер Оксана Малышева. Я была в Венгрии, и к нам сюда приезжали специалисты из Будапешта. Мы смотрели, как они танцуют. Это такое удовольствие! Оперетту называют легким жанром. На самом деле, это такой обывательский взгляд. Она воспринимается легко, но создавать такой спектакль не менее сложно, чем оперу. И в то же время в оперетте ты ярче раскрываешься. И мы рады поделиться со зрителями своей новой работой.
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/145335/