23 июня 2022 / Ирина Дурманова. Фото: Людмила Ковалева / Южноуральская панорама
Роскошь классики. Премьера «Корсара» на челябинской сцене
Он станет открытием XIII фестиваля « В честь Екатерины Максимовой».
Классические произведения ставить очень трудно. Надо иметь достаточно таланта и мастерства, чтобы соблюдать баланс. С одной стороны, можно уйти в «нафталин», с другой — увлечься современностью. Не зря многие театры отказываются от классики. Челябинский театр оперы и балета сохраняет традиции, трепетно относится к истории, прочитывая материалы полуторавековой давности с позиции сегодняшнего времени. В очередной раз создателям удалось поставить очень красивый, яркий, динамичный и в то же время классический спектакль.
Один из самых известных балетов французского композитора Адольфа Адана «Корсар», созданный на основе одноименной поэмы Джорджа Байрона, впервые был поставлен на парижской сцене в 1856 году. Это очень яркая, приключенческая история из жизни корсаров (официальных французских пиратов, которые грабили только вражеские корабли и платили налоги в казну своего государства) все эти годы не сходила с афиш самых знаменитых театров мира. В Челябинске балет ставится уже в третий раз. Но получился абсолютно новый спектакль, наполненный интересными деталями и нюансами, Его с удовольствием посмотрят зрители: и те, которые впервые придут на «Корсар», и те, которые могут помнить другие постановки.
Любовь в приключенческом формате
— В нем много красивых массовых сцен, в том числе есть драки на настоящих саблях, — говорит исполнитель партии главного героя, предводителя корсаров Конрада Алексей Шакуро. — Каждая постановка должна чем-то отличаться. И художники новое привносят, и хореографы, и музыка звучит по-новому. Бои — это, конечно, особенно интересно. Когда мы сражаемся, искры летят. Красочные декорации: корабль, шторм, восточный дворец, задействовано множество спецэффектов. Энергия, эмоции, страсти! Артистам тоже это нравится. Для моего персонажа важен героизм. Поскольку я человек скромный, мне надо было это из себя доставать. Спасибо педагогам, надеюсь, у меня все получается.
Конечно, это история большой любви корсара Конрада и юной гречанки Медоры, партию которой исполняет блестящая японская челябинская балерина Лири Вакабаяси. И кто скажет, что сюжет несовременный, когда в чистые отношения двух влюбленных вмешивается самый богатый и влиятельный человек Андриаполя Сеид-паша, которому продает красивую девушку жадный хозяин рынка Исаак Ланкедем. А, когда героям удается сбежать, их за деньги предает помощник Конрада Бирбанто. Такие истории о любви, алчности и предательстве можно встретить и в современных сериалах.
— С Лири мы уже не первый спектакль работаем вместе, и мне это очень нравится, — добавляет Алексей Шакуро. — История поучительная, и она хорошо заканчивается. Любовь побеждает.
Мария Линдси очень кстати
Сюжетная линия довольно сложная, говоря современным языком, круто закрученная. Все по Байрону, но с некоторыми авторскими добавлениями создателей спектакля.
— В принципе сюжет практически не изменен, — говорит хореограф-постановщик народный артист России Юрий Клевцов. — Появился новый персонаж, предводительница пиратов Мария Линдси. Это реальная личность, она на самом деле жила в XVIII веке и удачно вписалась в либретто. Благодаря новому персонажу, все встало на свои места. Она все вокруг себя объединяет, закручивает эту историю, помогает героям, предупреждает их о каких-то опасностях. Новая картина, новые декорации, новая музыка, добавлены новые композиторы. Эти внесенные нюансы оживляют и освежают спектакль. Музыку подбирали по внутренним ощущениям, потому что она подходит нашим героям, Медоре и Конраду. Это их встреча, потом последующие дуэты, их эмоциональный порыв, влюбленность, самоотверженность и т.д. Мы сделали спектакль более динамичным, адаптировали его ко времени. Театр подстраивается под события, которые происходят в сегодняшней жизни. Мне думается, это первостепенная была задача — сохранить классическое наследие, то, что было в этом спектакле всегда, но при этом придать ему определенную динамику, новые краски, новые веяния посредством живописи, декораций, костюмов.
Напоминание о великом прошлом
Отдельно надо сказать о роскошном убранстве спектакля — декорациях, спецэффектах, костюмах и свете. Все это великолепие — заслуга одного человека, действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Чербаджи.
— Это должна быть очень интересная постановка, — говорит Дмитрий Афанасьевич. — Старый классический балет, который будет смотреться по-новому. Мы обогатили структуру, канву, пластику. Только глупый изобретает велосипед. Просто грамотно нужно использовать какие-то вещи. Когда говорят: новое, не верьте. Все повторяется. В музыке семь нот, но каждый пишет свою музыку. И здесь нет ничего нового, те же семь нот, но только они скомпонованы по-своему. В меру своего таланта, своей культуры. Даже проекционные элементы в декорациях уж точно присутствуют десятилетия. Наша задача, чтобы зритель пришел, открыл рот и забыл про все свои проблемы. Надеюсь, у нас это получилось. Интересная, достойная работа. И очень здорово, что мы посвящаем премьеру Екатерине Максимовой. Я хорошо помню эту балерину, потому что работал в Большом театре со знаменитым режиссером Юрием Григоровичем. Она как хрустальная статуэтка, очень талантливая, необыкновенная, тонкая и умная. И то, что существует фестиваль ее памяти, это замечательно. К сожалению, многие прекрасные артисты уходят. А это некое напоминание о великом прошлом.
Все это можно увидеть
XIII фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» пройдет в Челябинске с 23 июня по 1 июля. Премьера балета «Корсар» состоится сегодня, 23 июня, в 19 часов.
Гости фестиваля из Башкирского государственного театра оперы и балета 26 июня покажут «Конька-Горбунка». Театр «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга 28 июня представит три этюда — «Дон Кихот» (III акт), Brahms Party и «Вальпургиеву ночь». Красноярский государственный театр оперы и балета им. Хворостовского выступит 30 июня и 1 июля и покажет балет «Раймонда».
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/141464/