Версия для слабовидящих

Каждая несчастливая семья... В Челябинске поставили балет «Анна Каренина»

2 июня 2019 / Ксения Шумина / Челябинский обзор

В Челябинском театре оперы и балета — премьера: балет «Анна Каренина». Хореограф «Ленинград Центра», заслуженная артистка России Вера Арбузова взяла из романа Льва Толстого центральную линию любовного треугольника, дополнила действо новыми мистическими персонажами и ввела в спектакль элементы современной хореографии.

«Анна Каренина» исправно ставится в театрах и экранизируется — в одном только Челябинске за последние два года были два спектакля по мотивам и наследию знаменитого романа Льва Толстого: в Драме выпустили «Алексея Каренина», а в народном театре «Профиль» показали смелое кабаре.

Хореограф из Питера, лауреат профессиональной балетной премии «Душа танца» Вера Арбузова взяла из огромного, разветвленного на отдельные линии текста только генеральную линию любовного треугольника. Главные герои в ее «Анне Карениной» — это сама героиня, Алексей Вронский, обманутый муж Алексей Каренин и три мистических персонажа, их прототипы. Одетые в белое, с масками на лице, эти странные создания отыгрывают внутренние движения и размышления персонажей — скрытые рай и ад, которые неизбежно рождаются на обломках старого союза и ростках нового. Есть еще сын Сережа, Кити Щербацкая и многоликий Высший Свет в виде блистательных дам и кавалеров — но все они лишь оттеняют главную драму.

Музыкальная основа балета прекрасна — это отрывки из произведений Монтеверди, Моцарта, Листа, Рахманинова, Респиги, Бриттена, Левашкевича. Они связаны в цельное звуковое полотно, которое идеально ложится в хореографическую схему и смысловые повороты сюжета. Два акта спектакля — это ключевые сцены, описанные в романе: бал, где между Анной и Алексеем вспыхивает страсть, сцена на скачках, объяснения с мужем. Особое время уделено и тому периоду, который оправившаяся после болезни Анна проводит с Вронским в Италии — именно там, на карнавале, в окружении масок и смеха, женщина чувствует, что их связь скрывает много подводных течений, которые уносят ее жизнь куда-то не туда.

Исполнительница главной роли Екатерина Хомкина-Сафронова демонстрирует изящный синтез классического балета и современной хореографии. Ее героиня понятна и легко считывается даже теми, кто никогда не видел «Лебединого озера», но часто посещает ночные клубы. Легкая, тонкая, очень трогательная и беззащитная — в ней нет той тяжелой страсти, которой наделял Каренину сам писатель. Но есть та хрупкость и надломленность, которая заставляет женщину очертя голову бросаться в обреченный с самого начала роман.

Партия Алексея Каренина выглядит как пластический этюд на тему «вырази боль и ревность через движение», и это получилось у артиста замечательно. Образ Вронского же практически полностью соответствует тому, что уже много раз тиражировалось в экранизациях: легкий, беспечный и очень красивый мотылек, который не только сам летит навстречу опасному огню, но и влечет за собой любимую. И для нее это оказывается гибельным.

Не хочется спойлерить и раскрывать интригу с роковым поездом. Скажем лишь, что сделано все очень технично, зловеще и красиво. Вообще, декорации в спектакле целиком и полностью соответствуют и букве первоисточника, и стилю постановки. Что касается костюмов, то Анна на балу — конечно, в черном. А в роковые моменты — в красном.

Кстати, эротические сцены тоже будут — довольно откровенные. Ведь что может лучше выразить влечение, чем танец?

Есть место в спектакле и синтезу искусств: в ключевые моменты терзаний Анны на сцену выходят оперные певцы. Любимец публики Павел Чикановский исполняет романс «Средь шумного бала случайно», и эти слова и музыка выражают чувства Вронского не хуже, чем полсотни страниц книги.

«Анна Каренина» — балет о любви; о том, что происходит внутри семьи, где уже никто никого не любит, когда внезапно за ее пределами вспыхивает яркое чувство. Эта история никогда не устареет и никогда не будет новой. Уникальность текста Льва Толстого состоит в том, что уже на протяжении 145 лет он остается абсолютно актуальным и является отличным фундаментом для воплощения в любой визуальной и драматической форме. И у Челябинского театра оперы и балета получилось воплотить эту историю так, что она стоит того, чтобы потратить на нее целый вечер.

 


Постоянная ссылка на материал:
https://obzor74.ru/v-chelyabinske-postavili-balet-anna-karenina

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!