Версия для слабовидящих

В Челябинске состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя»

19 ноября 2012 / Владимир Спешков / Mediaзавод

Премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» в челябинском театре, носящем имя великого русского композитора, оказалась не только культурным, но и общественно-светским событием. Ведь в зрительном зале, в ложе, которую с этого вечера уместно именовать царской, присутствовала глава Российского императорского ...

Премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» в челябинском театре, носящем имя великого русского композитора, оказалась не только культурным, но и общественно-светским событием. Ведь в зрительном зале, в ложе, которую с этого вечера уместно именовать царской, присутствовала глава Российского императорского дома Мария Владимировна Романова, специально прилетевшая на премьеру из Мадрида в Челябинск.

Вообще же известная формула «Православие, самодержавие и народность» в этот вечер была зримо реализована и в зрительном зале, и на сцене. В зале за православие отвечал прежде всего митрополит Феофан, хотя наблюдалось необычно много и других служителей православной церкви (был даже один телеоператор в рясе). За самодержавие отвечала, само собой, Великая княгиня Мария Владимировна, которая была нарядна, улыбчива и любезна со всеми. Народом был зрительный зал, устроивший княгине стоячую овацию во время исполнения оркестром театра «Патриотической песни» Глинки перед началом спектакля.

К счастью, премьера не оказалась только пиар-событием, о ней вполне уместно говорить как о серьезном творческом достижении нашей оперы, каковых не было, пожалуй, со времен вагнеровского «Лоэнгрина». У «Жизни за царя» те же создатели: дирижер Антон Гришанин и режиссер и сценограф Андрей Сергеев. Оркестр под управлением маэстро Гришанина передавал, кажется, всю мощь и нежность глинковской оперы, к тому же существовал в очень гармоничном союзе с певцами. Режиссура Сергеева вполне традиционна, но это высокая и живая традиция, на которую благодарно откликается и завзятый театрал, и зритель-неофит.

Много чисто оперных радостей: мощных хоров, масштабных массовых сцен, мрачной красоты сурового леса, теплоты деревенского дома Сусанина, особого шика польского бала, несколько лубочного народного торжества на Красной площади, живой белой лошади, на которой сначала выезжает польский королевич, а в финале – сам Михаил Романов (лошадь у царственных особ, как видно, одна на двоих)… Но самое лучшее в спектакле, на мой взгляд, не достойные восхищения внешние эффекты, а глубокая, очень подлинная и сердечная внутренняя жизнь главных героев. Замечательно передает эволюцию, путь к подвигу своего Ивана Сусанина Станислав Трофимов. Его дородный и бородатый деревенский увалень, живущий радостями семейной жизни и лишь по привычке тоскующий о судьбах Родины («Русь сиротою живет…»), когда призывает судьба, преображается в борца и мстителя. «Какое можете вы дело иметь до русского царя?» – проклятые ляхи аж отшатываются от этой тирады. Невероятной лирической тоской полна сцена прощания Сусанина с домочадцами (уходит на смерть), истинного трагизма финальный монолог-ария. В общем, большая и очень значительная вокальная и актерская работа.

Интересно знать, что Станислав Трофимов совмещает работу солиста оперы со службой в церкви. В разгар работы над «Жизнью за царя» церковную службу пришлось прервать. «Я потерял дьякона, но теперь не жалею об этом, раз театр приобрел такого Сусанина», – заметил после премьеры митрополит Феофан.

Разумеется, надо сказать и о других исполнителях: щемяще лиричная Елена Роткина (Антонида), гламурный и очень голосистый юный тенор из стажерской группы столичного Большого театра Борис Рудак (Собинин), Марина Новокрещенова, абсолютно убедительная в непростой партии Вани. Татьяна Предеина, танцевавшая в польской сцене вальс в паре с Валерием Целищевым, была столь изысканна и блистательна, что ее явление в какой-то мере даже искупало польскую интервенцию на Русь.

После финальной овации Мария Владимировна Романова пришла за кулисы к артистам, дирижеру и режиссеру, чтобы выразить свое восхищение (казалось, вполне искреннее, Великая княгиня вообще производит впечатление очень искреннего и непосредственного человека) и поблагодарить за память о своем прародителе Михаиле Романове и пожертвовавшем жизнью ради его спасения русском крестьянине Иване Сусанине. «Надеюсь, что этот спектакль найдет благодарных зрителей не только в Челябинске, но и в других городах и даже странах», – заметила Мария Владимировна. Все на это надеются.


Постоянная ссылка на материал:
http://mediazavod.ru/articles/129232/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!