12 мая 2012 / Старикова Лидия Владимировна / Южноуральская панорама
Возвращение балетного изумруда
Судьба героев Виктора Гюго на языке танца. Сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. Глинки долгожданная премьера балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» в постановке заслуженного артиста России, известного российского балетмейстера Юрия Бурлаки. Постановка необычна: это воссоздание спектакля ...
Судьба героев Виктора Гюго на языке танца.
Сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. Глинки долгожданная премьера балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» в постановке заслуженного артиста России, известного российского балетмейстера Юрия Бурлаки.
Постановка необычна: это воссоздание спектакля Перро-Петипа конца XIX века — ведь Юрий Бурлака известен в хореографическом мире как знаток и постановщик именно старинных балетов. Чтобы воссоздать «Эсмеральду» (в переводе «изумрудик»), балетмейстер провел огромную работу, искал материал в Петербурге, Москве, Гарварде, встречался с людьми, которые танцевали в постановках «Эсмеральды» Вагановой и Боярчикова на сцене Мариинского театра.
Первая премьера нового-старого спектакля Юрия Бурлаки состоялась в 2009 году в Большом театре, а в 2010 в Германии на сцене Берлинского «Штаасопер». Челябинск стал третьим.
Аромат парижской эпохи
Интересно, что балет на сюжет романа Гюго уже ставился в Челябинске, причем дважды. Старшее поколение помнит блистательную Эсмеральду — Галину Борейко и Клару Малышеву, Светлану Адырхаеву, танцевавшую Флер де Лис, позже ставшую народной артисткой СССР и балериной Большого театра. Феба — Анатолия Федорова, Квазимодо — Владимира Криворуцкого и других ярких, запоминающихся исполнителей. Это был успех главного балетмейстера Отара Дадишкилиани, первым поставившего «Эсмеральду» на челябинской сцене.
Не менее успешной была и постановка 1972 года балетмейстера Людмилы Воскресенской. Это была новая версия под названием «Собор парижской богоматери», где Эсмеральду вновь танцевала Галина Борейко, а также Ирина Сараметова и Алла Осадчая. Спектакли всегда шли на аншлагах, их очень любили и зрители, и артисты. И вот через 40 лет — новая, теперь оригинальная версия Юрия Бурлаки, полная изящества и аромата эпохи старого Парижа.
Связующая нить танца
— Я вижу определенную закономерность и преемственность в том, что новых исполнительниц партии Эсмеральды готовили Галина Борейко и Ирина Сараметова, ныне талантливые педагоги-хореографы. Они постарались сохранить то, что присуще всем версиям «Эсмеральды»: эмоциональность, трепетное отношение артистов к хореографическому материалу, — говорит Юрий Бурлака.
Это будет эксклюзив
На состоявшейся в канун премьеры пресс-конференции главный балетмейстер театра, народный артист России Юрий Клевцов отметил, что новый спектакль — эксклюзивный, что он отличается и от московской, и от берлинской постановок разными составами исполнителей, другим оформлением, костюмами и даже хореографией. Между прочим, сам Юрий Викторович, тоже активно участвующий в постановке, сочинил для балета несколько танцев, в том числе финальное адажио Эсмеральды и Феба. Известный танцовщик Большого театра, народный артист России Юрий Клевцов, как отмечают специалисты, сумел продемонстрировать в классической хореографии «взгляд художника XXI века».
— У нашего спектакля свое «лицо». И вообще у каждого времени своя «Эсмеральда», — говорит Юрий Викторович.
Художник-постановщик Дмитрий Чарбаджи и художник по костюмам Татьяна Ногинова постарались воссоздать эпоху, в которую писал свой знаменитый роман Виктор Гюго.
— Я думаю, что наше сотрудничество с этими столичными мастерами продолжится, — сказал журналистам директор театра Владимир Досаев, — уже точно можно сказать, что Дмитрий Афанасьевич Чарбаджи в следующем сезоне будет оформлять «Щелкунчик». Ну а с Юрием Петровичем, которого челябинские зрители знают по его очень интересному спектаклю «Золотой век русского императорского балета», думаю, наше сотрудничество продолжится и после «Эсмеральды»…
Еще шаг вперед
В премьерном спектакле сегодня главные партии исполнят молодые солисты балета Катя Тихонова и Валерий Целищев. Вся труппа, отмечает Юрий Бурлака, сделала большой шаг, осваивая старинную технику хореографии. В спектакле занята практически вся балетная труппа, а также миманс, хор.
Создатели балета считают, что челябинская «Эсмеральда» будет отличаться от других версий тем, что это будет в самом деле эксклюзивный спектакль.
Сегодня поклонники балета смогут первыми убедиться в этом сами.
Постоянная ссылка на материал:
http://up74.ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/2012/05-maj/vozvrashhenie-baletnogo-izumruda/