Версия для слабовидящих

За «Золотой маской»

19 апреля 2011 / ЛИДИЯ СТАРИКОВА / Южноуральская панорама

На состоявшейся церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая маска» поставлены все точки. Страсти, волнения, переживания, ожидания — все позади. К сожалению, приехали без наград представители творческой группы Челябинского театра оперы и балета, создателей концертно-сценической версии оперы Вагнера «Лоэнгрин», что в ...

На состоявшейся церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая маска» поставлены все точки. Страсти, волнения, переживания, ожидания — все позади.

К сожалению, приехали без наград представители творческой группы Челябинского театра оперы и балета, создателей концертно-сценической версии оперы Вагнера «Лоэнгрин», что в общем-то не умаляет успех коллектива, соперничавшего со столичными гигантами, чьи возможности и условия, без сомнения, не сравнимы с нашими. Однако Челябинск был единственным в урало-сибирском регионе, чей оперный спектакль был отобран экспертным советом для участия в «Золотой маске».

Так что диплом номинанта тоже дорогого стоит.

И все же есть повод для радости: за «Золотой маской» есть несколько челябинских лиц. Четыре «маски» получил мюзикл «Мертвые души» режиссера Кирилла Стрежнева Свердловского театра музыкальной комедии. Получая престижную награду, композитор Александр Пантыкин на всю страну назвал имя человека, во многом благодаря которому и появился золотомасочный спектакль. Это челябинский поэт Константин Рубинский, по либретто которого созданы «Мертвые души». Кстати, это второй спектакль, отмеченный жюри высшей национальной премией. Первый — «Ночь открытых дверей» тоже по либретто Константина Рубинского получил «золотую маску» три года назад.

Мы попросили Константина Рубинского рассказать о своих спектаклях и об истории создания мюзикла:

— Накануне выступления в Москве театр поехал на гастроли в Санкт-Петербург, где мы «обкатали» спектакль на сцене театра музкомедии. Публика принимала его очень тепло, реагировала на все тонкости. Ведь наши «Мертвые души» буквально пронизаны риминисценами из других сатирических произведений, библейскими притчами. Публика «считывала» все и это взаимопонимание окрыляло. Всего в Екатеринбурге идет четыре моих мюзикла — два из них мы показали, в том числе и «Селиконовую дуру», тоже получившую две «маски». Это самый аншлаговый спектакль для молодежи, попасть на который непросто. И все же мне больше близки Диккенс, Гоголь. Драматургический жанр «Мертвых душ» как либретист я определил как «Гоголь-моголь». С Гоголем, думаю все ясно, а «моголь» — это все, что вошло в структуру текста помимо, начиная с города Глупова Салтыкова-Щедрина.

Композитор Пантыкин называет музыкальный жанр «лайт-оперой» — среднее между мюзиклом и оперой. Идея родилась в наших головах на гастролях, где ставили один из наших спектаклей. Нам не понравилась крайне неудачная постановка. Сидя вечером в номере гостиницы, мы размечтались и в общем-то в каком-то порыве набросали фабулу «Мертвых душ»… Вобщем, я доволен, что «швы» между «Гоголем» и «моголем» не видны. Сцена показала, что все воспринимается органично. Но чему я сам не перестаю удивляться, насколько все же актуальны и Гоголь и Салтыков-Щедрин сегодня! Ну вот хотя бы гимн «Если есть на свете гений, и светлейший, и богатый, это будет, без сомненья, наш кормилец — губернатор». В общем, ассоциации, похоже, возникали у многих одинаковые…

Спектакль принимали непросто и по-разному: от ледяного молчания в первом акте и до растопленного льда в последнем. Но все получилось. Разумеется, на восемьдесят процентов это победа театра, но что приятно: за этой наградой, кроме меня, еще челябинцы: это прекрасный актер, исполнитель роли Коробочки Владимир Смолин, это художник Сергей Александров — оба наши земляки.

Сейчас я работаю с композитором Владимиром Баскиным из Санкт-Петербурга над новым мюзиклом «Сирано де Бержерак». Пока идет период поисков, интенсивной работы.

Кстати, в Санкт-Петербурге проходил одновременно семинар по проблемам музыкального театра ХХI века с ассоциативным заголовком «Куда несемся мы?». И в общем-то все заинтересованные в развитии этого вида искусства специалисты пришли к выводу: нестись надо своим путем, собственным, а не ударяться в слепое калькирование нашумевших американских мюзиклов, где шаг влево, шаг вправо просто не допускается.

«Золотая маска» «Мертвых душ» свидетельство того, что мы идем правильным путем. Меня многие спрашивают, что я сейчас ощущаю. Честно говоря, я редко бываю доволен своей работой. Но что касается «Мертвых душ», я все же чувствовал, что это сильный спектакль. И надеялся. Как выяснилось, не зря.


Постоянная ссылка на материал:
http://up74.ru/rubricks/kultura/2011/aprel-11/za-zolotoj-maskoj/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!