Первый «Фауст»
Впервые оперу на сюжет легендарной гетевской трагедии южноуральская публика увидела в 1958 году. В партии Фауста тогда выступал заслуженный работник культуры России Герман Гаврилов – выдающийся артист и педагог. В 1956 году, сразу после окончания Ленинградской консерватории, он пришел работать в только что открывшийся челябинский театр и прослужил ему до 1974 года. За это время Герман Константинович исполнил более 20 партий: Владимира («Князь Игорь» А. Бородина), Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского), Герцога («Риголетто» Дж. Верди), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник», Дж. Россини) и многие другие. Позже он стал преподавать в Южноуральском институте искусств, многие из его выпускников получили мировое признание, успешно выступали в Карнеги-холл, Метрополитен-опера, Ла Скала.
Спектакль «Фауст» в постановке В. Снопкова был в репертуаре театра до 1970 года, состоялось 183 показа.
Постановочная группа оперы «Фауст» 1958 года:
Дирижер-постановщик – Г. Н. Бехтерев
Режиссер – В. А. Снопков
Балетмейстер – заслуженный деятель искусств РСФСР А. Н. Шульгина
Художник – А. Б. Дулевский
Хормейстер – Ю. Н. Факторович
Спектакль Нияза Даутова
Спустя год южноуральцам была представлена постановка народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, заслуженного деятеля искусств РСФСР Нияза Даутова. С 1956 по 1975 года он был главным режиссером челябинского театра. Также среди его постановок – «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Дон Карлос» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Любава» К. Кацман, «Евгений Онегин» и «Мазепа» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Фиалка Монмартра» Ф. Легара и другие.
В партии Фауста зрители видели Вилена Абакумова, заслуженного работника культуры России Германа Гаврилова, заслуженного артиста России Павла Солнцева. В образе Мефистофеля на сцену выходили заслуженный артист РСФСР Валентин Гриченко и народный артист РСФСР Андрей Алексик, в образе Маргариты – Людмила Вильховая, заслуженная артистка РСФСР Надежда Нефедова.
Спектакль был в репертуаре театра до 1989 года, состоялось 150 показов.
Постановочная группа оперы «Фауст» 1971 года:
Дирижер-постановщик – А. Я. Радомский
Режиссер – народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, заслуженный деятель искусств РСФСР Н. К. Даутов
Балетмейстер – заслуженная артистка РСФСР Л. В. Воскресенская
Художник – Н. И. Котов
Хормейстер – В. М. Толстов
Концертная версия
Двадцать пять лет «Фауст» не шел на челябинской сцене. В 2014 году театр вновь обратился к этому произведению – зрителям представили концертную версию оперы Шарля Гуно.
«Французский текст, субтитры, отсутствие многоцветных декораций, восполненных проекцией меняющегося в верхней части задника образа вселенской бесконечности с роем светил, движущихся облаков – символа летящего, спешащего, бегущего, крутящегося мира. Во всем чувствовалось стремление создателей новой версии оперы высветить достоинства музыкальной партитуры и дать возможность слушателю насладиться неисчерпаемыми прелестями одного из великих произведений искусства», – вот что написала после премьеры театровед Клара Антонова.
Главные партии исполняли заслуженные артисты России Марина Новокрещенова и Павел Солнцев, лауреаты международного конкурса Павел Чикановский и Екатерина Батуева, лауреаты международных конкурсов Анастасия Лепешинская и Сергей Гордеев.
Постановочная группа концертной версии оперы «Фауст» 2014 года:
Дирижер-постановщик – Е. Г. Волынский
Режиссер – Е. И. Василева
Хореография – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР М. Л. Лавровский
Хормейстер – Н. В. Макарова
Спектакль сегодня
Спустя год после премьеры концертной версии публика увидела нового «Фауста». Спектакль стал одним из самых сложных, объемных и уникальных по оформлению и режиссерской концепции во всем репертуаре театра. Постановка впечатляет многоуровневой сценографией. На сцене – здание шириной 14 метров и высотой более 7 метров с полом, потолком и стенами. Сложнейшие декорации трансформируются то в постапокалиптическое пространство, то в рыночную площадь, то в ад.
Сегодня в главных партиях блистают лауреаты международного конкурса Алексей Пьянков, Павел Чикановский, Екатерина Батуева (Бычкова), лауреат международных и всероссийских конкурсов Гузелья Шахматова.
Дирижер-постановщик – Е. Г. Волынский
Режиссер – Е. И. Василева
Балетмейстер – Ю. Смекалов
Художник – К. Пискунов
Художник по костюмам – М. Чернышева
Хормейстер – Н. В. Макарова
Уважаемые зрители, напоминаем, что вы тоже можете внести свой вклад в сохранение истории Челябинского театра оперы и балета. Если у вас имеются раритетные фотографии и видеозаписи, публикации о нас в газетах и журналах, то они будут нам очень полезны. Эти и другие ценные материалы можно предоставить в дар театру или передать на время, чтобы мы сделали их копии. Материалы можно принести в театр, предварительно связавшись с нашим музейным методистом Натальей Юдиной по телефону 8 982 105 74 70, или прислать на почту yudina@chelopera.ru.