Версия для слабовидящих
Репертуар
XII Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»
12+

XII Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»

Продолжительность спектакля 2 часа с одним антрактом

 

Самарский академический театр оперы и балета

«Вариации», «Болеро», «Штраусиана»
вечер балетов Владимира Бурмейстера

Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Маргарита Дроздова
Дирижер-постановщик – главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов
Художник-постановщик, художник по костюмам, автор афиши – Иван Складчиков
Художник по свету – Сергей Шевченко
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Дарья Дариенко, Никита Кириллов
Ассистент художника-постановщика – Владимир Козленков
Ассистент художника по костюмам – Ирина Комарова

Спектакль идет в сопровождении оркестра Самарского академического театра оперы и балета.

«Вечер одноактных балетов Владимира Бурмейстера» – три истории о любви и восхищении красотой.

Владимир Павлович Бурмейстер (1904-1971) – человек с уникальной судьбой. Живя во времена, когда балет в стране развивался изолированно от мировых сцен, он первым из советских хореографов получил официальное разрешение ставить спектакли за рубежом. В 1960-е годы в парижской Гранд Опера шли его «Лебединое озеро», «Поэма любви», «Вариации»; в Лондоне – «Снегурочка». Западные критики восхищались оригинальностью его хореографии, выверенностью художественного инструментария, выразительностью пластики, тем, как Бурмейстер следует принципам актерской системы Константина Станиславского. Ведь он был главным балетмейстером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с момента объединения двух трупп отцов-основателей в 1941 году – и в общей сложности возглавлял его балетную труппу почти тридцать лет. Его постановки балетов «Эсмеральда» (1950), «Лебединое озеро» (1953), «Снегурочка» (1963) идут в репертуаре МАМТ до сих пор.

«Вариации» на музыку «Концертных хроматических вариаций» Жоржа Бизе (1838-1875) стали третьей работой Владимира Бурмейстера в Парижской опере. Их премьера состоялась в 1962 году. В 1964 они вошли в репертуар театра Станиславского. Бизе написал свои «Вариации» в 1868 году для фортепиано; в 1933 году австрийский композитор Феликс Вейнгартнер (1863-1942) сделал оркестровку пьесы; его версию и использовал Владимир Бурмейстер для своего балета по предложению руководства Парижской оперы. В спектакле не было никакого сюжета вне самого танца, лишь отношения одинокого героя с призрачной музой-мечтой. «Красота рисунка этого балета поражает своим красноречием», – писала газета «Юманите» в октябре 1962. В театре Станиславского одной из исполнительниц главной партии стала стремительно загоревшаяся звезда – Маргарита Дроздова, которая спустя годы приехала в Самару, чтобы балеты Владимира Бурмейстера обрели новую жизнь в ее постановке «Вечера балетов Владимира Бурмейстера».

«Болеро» на музыку Мориса Равеля (1875-1937) Владимир Бурмейстер впервые поставил в таллиннском театре «Эстония» в 1960 году, а в 1964 перенес спектакль в театр Станиславского. В отличие от «Штраусианы» и «Вариаций» музыка «Болеро» с самого начала предназначалась для балета – Равель написал ее в 1928 году для европейской дивы русского происхождения, танцовщицы и актрисы Иды Рубинштейн (1883-1960). С тех пор балеты с таким названием ставили разные хореографы по всему миру, и в центре их композиции обычно была яркая фигура солистки (иногда солиста) под перекрестным огнем внимания партнеров по сцене и зрителей в зале. Как страстный поклонник испанской музыки и испанских танцев, Владимир Бурмейстер тоже не смог пройти мимо гипнотизирующей пьесы Равеля.

«Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса (1825-1899) была поставлена в театре Станиславского в октябре 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны. Театр не эвакуировался, вместе с филиалом Большого театра он продолжал давать спектакли в городе, который каждый день атаковали с воздуха немцы. Премьеру назначили на дневное время, зная, что между авианалетами будет перерыв. Легкий, искрящийся, забавный балет заряжал жизнью и светом военных, уходящих на фронт. Действие «Штраусианы» происходит в оживленном венском кафе эпохи расцвета оперетты, задолго до всех мировых войн. Герои озабочены проблемами мирного времени – в основном ухаживаниями; они наслаждаются жизнью под звуки вальсов, среди которых и самая узнаваемая из мелодий Штрауса – «На прекрасном голубом Дунае»; кажется, будто ни с кем здесь не может случиться ничего страшнее карманной кражи. Но даже среди смеха и веселья сердце может разбиться всерьез.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!