У этого веселого и простодушного балета счастливая судьба всеобщего любимца. «Дон Кихот» появляется везде, где имеют представление о существовании пуантов, – от Китая до Австралии, от Исландии до Уругвая. «Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгиванья, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с ее невзгодами, – у толпы только один культ…страсть»,- с наслаждением вспоминал в своих мемуарах Петипа, в сердце которого любовь к Испании не остыла даже в 85 лет.
Поводом для того, чтобы воссоздать в заснеженной Москве этот южный экстаз, стал знаменитый роман Сервантеса. Главными героями «Дон Кихота» стали Китри и Базиль, герои одной из новелл романа. Их трудное счастье, обретенное с помощью побегов, обманов и переодеваний, превратилось в самую знаменитую балетную комедию.
«Не хвастая, могу сказать, что я плясал и владел кастаньетами не хуже первейших танцоров Андалузии»,- вспоминал в конце жизни Петипа. Свое обожание испанских танцев он вложил в «Дон Кихот», построив весь спектакль на национальных плясках: хоте, пляске испанских крестьян, пляске тореадоров, болеро, фанданго.
За годы существования «Дон Кихота» на театральной сцене балет неоднократно возобновляли, обновляли, реставрировали. В новой постановке Дон Кихот вышел из тени Китри и Базиля и стал одним из главных героев балета.
Итак, старый балет по-прежнему возбуждает восторг зрительного зала, где бы он ни шел – в России или за границей.