Арам ХАЧАТУРЯН
СПАРТАК
Балет в трёх действиях
Либретто Ю. Григоровича по мотивам романа Р.Джованьоли «Спартак» и сюжетов древней истории с использованием сценария Н. Волкова
Хореограф-постановщик – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР Юрий Григорович (Москва), Дирижёр-постановщик – заслуженный деятель искусств Башкортостана Герман Ким, Ассистенты хореографа-постановщика – Ольга Васюченко, заслуженный артист России Олег Рачковский, Художник по возобновлению сценического оформления Симона Вирсаладзе – Михаил Сапожников (Москва), Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана, профессор Эльвира Гайфуллина, Консультант по костюмам – Людмила Иус (Краснодар), Художник по свету – Алексей Перевалов (Краснодар).
О масштабном полотне легенд балетного мира Хачатуряна – Григоровича – Вирсаладзе мечтают многие театры, но не каждый может им похвастаться.
Уфимцы ждали своего «Спартака» долго. В 1989 году балетмейстер Николай Маркарьянц поставил несколько сцен из балета на музыку Арама Хачатуряна. Тогда театру был доступен только такой, усеченный вариант спектакля в силу малочисленности мужского кордебалета. Но это позволило хотя бы в такой форме приобщиться к шедевру. Тогда в главных партиях блистали Алик Галичанин (Спартак), Леонора Куватова (Фригия), Людмила и Владимир Шапкины (Эгина и Красс).
Заполучить в репертуар «Спартака» – значит, показать особый уровень исполнительского мастерства труппы. После удачного возобновления сотрудничества в с Башкирским театром в балете «Корсар» А. Адана Юрий Григорович в 2013 году согласился поставить своего «Спартака».
Сразу после премьеры в 1968 году на сцене Большого театра «Спартак» буквально захватил в плен весь мир мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью, фантастической по силе воздействия, глубоко психологичной музыкой. Соединив героический пафос и лиризм, спектакль не стал иллюстрацией к эпизоду из древней истории, он оказался острым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. «Спартак» Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, потрясает по-прежнему. Но одной танцевальной техники здесь мало. По выражению самого Маэстро, нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись.
- Знаменитый балет Григоровича не просто удался башкирской труппе, – отметила известный балетный критик Ольга Розанова. - Он, можно сказать, удался на славу! Попадание « в яблочко» стало очевидным уже в зачине спектакля, когда «квадрат» из щитов римских легионеров, рассыпавшись в мгновение ока, превратился в победоносно марширующее войско во главе с блестящим военачальником Крассом.
Репетиционный процесс в балетном зале попеременно возглавляли ассистенты Юрия Николаевича Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Маэстро незримо присутствовал на репетициях, получая чуть ли не ежевечерние доклады об их ходе. Непременное условие Юрия Николаевича – воссоздание костюмов и декораций Симона Вирсаладзе. С этой задачей блестяще справились художественно-производственные цехи театра.
Балетная труппа блистательно представила легендарный балет Юрия Григоровича.
Везде артисты демонстрируют высокую технику танца и мастерство актерского перевоплощения.
- Башкирская труппа располагает не только первоклассным мужским кордебалетом, (что в наше время едва ли не роскошь), но еще и множеством талантливых солистов. – Поделилась после премьеры Ольга Розанова.
Мастерское исполнение высветило достоинства хореографии: идеально «вычисленную» архитектонику спектакля, построенного на монтаже массовых сцен с монологами и дуэтами героев; меткость пластических характеристик; образные контрасты кордебалетных эпизодов; наконец, потрясающей силы финал. Ни с чем не сравнимое преображение двадцатилетнего танцовщика Рустами Исхакова произошло во время работы над балетом “Спартак”. А после премьеры о нем заговорили как о полномасштабной яркой планете. Он одолел все технические сложности хореографии и создал драматически сильный и выразительный образ предводителя восставших рабов, смелого, мужественного человека, способного на самые тонкие проявления чувств – любви, нежности, дружбы.
Трудно отдать предпочтение и кому-либо из исполнителей главных партий. Валерия Исаева без аффектации раскрывает силу чувств Фригии, беззаветно преданной Спартаку и в счастье и в горе. Иной характер – расчетливой, хладнокровной куртизанки Эгины тонко вычерчен элегантной Гульсиной Мавлюкасовой. Рослый красавец Олег Шайбаков за внешним блеском Красса открывает заурядность фантика власти. Гузель Сулейманова (Фригия) Сарьян Сулейманов (гладиатор, сатир), Руслан Абулханов, Андрей Брынцев, Дмитрий Марасанов (пастухи) и многие другие.
Титаническую работу проделал симфонический оркестр театра под руководством дирижера Германа Кима. Оркестранты прониклись высоким пафосом музыки, донесли до слушателя ее внутренний драматизм, напряжение чувств. Свою лепту в эмоциональную насыщенность спектакля внес хор (главный хормейстер Эльвира Гайфуллина), мастерски и пронзительно исполнив вокализ в финальной сцене “Реквием”.