Режиссер—постановщик — засл.деят.иск.РФ Георгий Миллер
Художник — засл.деят.иск.РФ Леонид Рошко
К работе над «Риголетто» Верди приступил в 1850г. Первоначально он хотел дать опере название «Проклятие». Ибо, по замыслу Гюго – автора драмы «Король забавляется», на сюжет которой написана опера, – в проклятии отца обесчещенной девушки – завязка сюжета. «Поющий горбун, – пишет Верди,- а почему бы нет… По-моему, показать этот характер, с его внешней уродливостью, смехотворностью и вместе с тем полный любви и страдания, – прекрасная идея. Именно из-за этих своеобразных черт я и выбрал драму Гюго. Скажу Вам откровенно, что музыка моя, хороша или плоха, никогда не бывает случайной. Я всегда стремлюсь придавать ей определенный характер». Динамический, сценически благодарный сюжет дал возможность со всей полнотой выявиться драматическому дарованию Верди. «Мне кажется, что самым театрально-действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является «Риголетто». Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика!»
Каждое действующее лицо имеет свой круг интонаций, из которых формируются яркие музыкальные характеристики: с достойной Шекспира многогранностью показывает Верди трагический образ шута, рельефны и колоритны зарисовки вызывающе задорной Маддалены, мрачного убийцы Спарафучиле. Своя интонационная сфера у Герцога (этого, по словам Станиславского, «жестокого и страшного полуребенка»). Но совершенно иной эмоциональный колорит в сценах с Джильдой, дочери Риголетто – они согреты сердечным теплом, их наполняет светом образ юной Джильды.
Премьера «Риголетто» состоялась в венецианском театре La Fenice. Опера имела огромный успех. Успех сопровождал «Риголетто» и в других городах Италии, и за ее пределами. После премьеры «Риголетто» Верди сказал: «Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу ничего лучшего». До известной степени композитор был прав: вряд ли в какой–либо из последующих опер ему удалось превзойти «Риголетто» по драматической силе, лаконизму крепко спаянной формы и искренности эмоций.