Версия для слабовидящих
Новости
«В один летний день нас стало больше ровно в 2 раза»

«В один летний день нас стало больше ровно в 2 раза»

Творческие семьи – самые крепкие. Прочным фундаментом в каждых отношениях становится музыка, театр, общие взгляды на искусство. Со временем на фундаменте вырастают стены нового дома, увеличивается количество живущих в нем. А скрепляет всё любовь и уважение.

О строительстве своей семьи и счастье в режиме «24\7» рассказывают Александр Матушкин и Эльвира Авзалова.

Эльвира Авзалова – лауреат международных, всероссийских и республиканских конкурсов, ведущая солистка оперной труппы (сопрано) Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

Александр Матушкин – дирижер Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки, преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского.

Летом 2024-го произошло знаменательное событие. В год семьи у Александра и Эльвиры родились малыши. Настоящая королевская двойня, мальчик и девочка, Эльдар и Эмилия.

Малыши любят музыку?

Александр: Да, малыши у нас слушают и классическую музыку, и детские композиции. И мама поёт, и папа поёт. Чувствую, что они скоро подхватят и будут петь вместе с нами.

Эльвира: Пою малышам и колыбельные, и детские песни. Иногда пою шлягеры из мюзиклов и арии из опер. Особенно дети любят «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко». Часто повторяю партии дома, скоро надо будет возвращаться к работе. Поэтому пела и Травиату, и Антониду, а когда дошла до Марфы, поняла, что сыну больше всего нравится именно эта партия.

Эльвира Авзалова в опере «Садко»

Эльвира, вы не коренная челябинка. Когда приехали в наш город?

Эльвира: На прослушивание в Челябинск я приезжала ещё будучи студенткой Казанской консерватории. Почти никого тут не знала. Перед вызовом на прослушивание нужно было прислать видеозапись выступления. Так получилось, что у меня на тот момент не было качественной записи с симфоническим оркестром. И я отправила запись с народным оркестром Казанской консерватории, много с ними выступала в то время. Так я оказалась в Челябинском театре на прослушивании.

Александр: Помню, что в тот год к нам на прослушивание приезжало десять человек. Эльвира сразу привлекла к себе внимание профессионализмом и уровнем подготовки. Рад, что художественное руководство предложило Эльвире работу в нашем театре. Новый талантливый человек появился в коллективе и это всегда хорошо для труппы, для театра. Лично общаться с Эльвирой мы стали позже.

Помните момент первого свидания?

Эльвира: Да! Первое свидание у нас случилось накануне моего дня рождения, 15 октября. После спектакля «Кармен» Саша предложил проводить меня до дома. Тогда я жила в «театральном» доме в Чурилово. Долго шли пешком, разговаривали и никак не могли наговориться.

Александр: С той октябрьской прогулки и начались наши отношения. А потом через несколько лет и тоже 15 октября мы купили обручальные кольца.

Эльвира: Это был классный день! И опять накануне моего дня рождения!

Александр Матушкин и Эльвира Авзалова

Предложение тоже в октябре делали?

Александр: Нет, тут мы сломали традицию. Предложение я делал 31 декабря. У меня всё, кроме цветов, было заготовлено заранее. И представляете, зима, 31 декабря, канун нового года, до боя курантов остается всего час, а мне нужен букет живых цветов! Пришлось побегать по городу. Нашел.

Эльвира: Всё получилось как в сказке. И я сказала: «Да!».

Учебу в консерватории успели завершить?

Эльвира: Да, консерваторию я окончила уже в статусе солистки Челябинского оперного театра. А потом поступила в аспирантуру Казанской консерватории. И ещё параллельно завершила обучение в Казанском университете, там я получила педагогическое образование. Рядом с таким талантливым мужем надо выглядеть достойно. Он и дирижер в театре, и преподаватель в вузе.

Александр (смеется): Мне в свое время тоже удалось поучиться в разных университетах. После музыкального училища поступил в Челябинский институт музыки на хоровое дирижирование. По этой же специальности окончил аспирантуру в Уральской консерватории. Чуть позже на кафедре оперно-симфонического дирижирования Нижегородской консерватории три года учился у профессора Александра Михайловича Скульского. Такой длинный путь в профессию.

Эльвира Авзалова и Александр Матушкин в день свадьбы

Вы всё время на учебе, на работе. Когда успели пожениться?

Эльвира: Было сложно, но мы постарались. Успели! У меня выдалось одно свободное лето, между получением диплома о втором высшем образовании и поступлением в аспирантуру. В тот год и сыграли свадьбу. У меня каждое лето получается занято чем-то очень важным: то учёба, то свадьба. А летом 2024-го дети родились!

Александр: Большую свадьбу мы сыграли в Казани, в речном порту. Много родных собралось. Приходили преподаватели Эльвиры из консерватории, из колледжа.

Сразу знали, что ждете двоих детишек?

Эльвира: Когда на обследовании мне сказали, что будет двойня, я испытала восторг от переполнявших меня чувств! В родне много подобных случаев, да и я сама из двойни, у меня есть сестра-двойняшка. Думала, что двойни появляются в семье через поколение. Существует такое мнение. Но, как видите, мы нарушили правило. Никогда не подозревала, что у меня будет сразу двое ребятишек! Конечно, одновременно управляться с двумя малышами сложнее. Но раз Бог дал, значит мы получили любви в двойном размере!

Александр: Мы стали родителями в тот момент, когда на сто процентов были к этому готовы. Так судьба распорядилась, всё в жизни вовремя происходит. Дети родились в год дракона, и мы шутим, что стали родителями сразу двух дракончиков.

Дирижер Александр Матушкин

Александр, вы стали преподавать почти сразу после окончания института?

Александр: Да, стал преподавателем в институте музыки и в музыкальном училище. Сначала хоровое дирижирование, затем добавился оркестровый класс, музыкальный театр. С тех пор удаётся сочетать работу в театре и в образовании. Сейчас больше времени уделяю семье, стараюсь корректировать педагогическую нагрузку.

Эльвира (улыбается): Получается, что у Саши работа в три смены. В институте, в театре, а потом ещё и малыши. Детям очень нравится, когда папа дома. Мне кажется, что у него на руках они быстрее успокаиваются. Эмилия обожает, когда папа поет для неё песенки, читает стихи или рассказывает сказки.

В театре комфортно работать вместе?

Эльвира: Могу сказать, что если мы работаем вместе, то получится замечательный спектакль. Потому что Саша настолько тонко чувствует музыку, знает все тексты, сам всё пропевает. Это гениально. Не только мое мнение, но и всей нашей вокальной труппы. Саша предугадывает все действия вокалиста, он чувствует, что в какой-то момент я хочу сделать паузу или цезурку. Дирижёр для вокалиста – самый главный человек. Если он не понимает, как дышит солист, то всё бессмысленно. Всегда испытываю особый драйв, когда работаю вместе с моим великолепным мужем-дирижером.

Эльвира Авзалова в опере «Травиата»

Александр: Видел, что бывают творческие пары, которые не могут рядом существовать в искусстве, не могут вместе играть, исполнять что-либо. Но у нас всё совершенно иначе. Моя задача как дирижера дать вокалисту время и возможность для дыхания. Стараюсь сделать так, чтобы во время спектакля наши артисты думали о партии, о роли, об эмоциях и не отвлекались на технические моменты и лишние переживания.

Партии, как и роли бывают всякие. Есть ли ревность?

Эльвира: Партии бывают разные, но при чем тут ревность? Это же наша работа. Артисты на сцене должны сделать так, чтобы зритель поверил чувствам главных героев, чтобы сюжетная линия сохранялась. Мне кажется, что больше переживают неопытные партнеры. Некоторые боятся обнять, косятся на дирижера. Но это зря. Мы же профессионалы. По-настоящему, в жизни, я люблю только своего мужа. Всё, что происходит на сцене – это работа.

Александр: Меня иногда спрашивают, не переживаю ли я когда Эльвира играет на сцене с кем-то любовь. Это смешной вопрос. В эти моменты я лишь переживаю за неё как за актрису.

Эльвира Авзалова и Александр Матушкин на рождественском Штраус-концерте

Обыгрываете как-то семейные отношения на спектаклях?

Эльвира: Есть у нас такая традиция. Например, в «Летучей мыши» я играю Адель, которая по действию притворяется госпожой Розалиндой. У неё есть ключевая фраза: «Каждая жена должна знать, во что превращается её муж!» И когда Саша дирижирует, я обращаюсь прямо к нему. Многие в зале знают, что мы муж и жена, начинают смеяться. И даже музыканты в оркестре.

Александр: На одном из Рождественских концертов Эльвира преображалась в куклу. Я выносил её на сцену на руках, устанавливал перед публикой. Эльвира начинала петь, и в этот момент наши ребята-тенора пытались её украсть. Удалось создать уникальный игровой момент. Такие неожиданные находки всегда делают концертную программу более очаровательной. Публика хорошо принимает, щедро аплодирует.

В труппе хорошие отношения с коллегами?

Эльвира: Не только с коллегами! Наш театр – это одна большая семья. В труппе мы все друг друга поддерживаем, помогаем. Всегда можно обратиться к коллегам за помощью. Обязательно ходим друг к другу на все премьеры, душой болеем за каждого.

Александр: Да, наш театр выгодно отличается от других. Многие хотят попасть к нам в коллектив. Редко в каких творческих сообществах можно встретить такие теплые отношения между коллегами. Мы все дружим, общаемся и вне театра. Это дорогого стоит.

Солистка Эльвира Авзалова 

Эльвира, вы с детства знали, что станете артисткой?

Эльвира: В юности не задумывалась об этом. Занималась музыкой, сначала как пианистка, позже поступила на вокальное отделение. Стала выступать на сцене уже как певица. Помню один знаменательный случай со мной произошел на концерте в Казанском театре. Я сидела за кулисами, ожидала выхода и в какой-то момент поймала себя на мысли, что театр чрезвычайно похож на дом. Огромный дом, в котором всё так четко, красиво и разумно устроено. Я поняла, что хочу работать только в театре! На душе стало удивительно тепло.

Александр, а как вы пришли в театр?

Александр: Карьеру в челябинском оперном я начал в юности как артист миманса. Дирижером стал позже, после окончания учёбы в консерватории. Если просуммировать все годы, что я работаю в театре, то, думаю, четверть века уже наберётся. Сейчас в театре дирижирую оперными, балетными спектаклями, опереттами, мюзиклами, готовлю спектакли как дирижёр-постановщик, занимаюсь подготовкой больших концертов. Например, готовлю программу ежегодного рождественского Штраус-концерта, который стал традицией нашего театра почти десять лет назад. Название концерта неизменно из года в год, но программа каждый раз обновляется. Стараемся удивить нашу публику.

Эльвира Авзалова и Александр Матушкин вместе с первой леди Ириной Текслер и министром культуры Челябинской области Алексеем Бетехтиным 

Город Челябинск, что он в вашей жизни?

Эльвира: В Челябинске я оказалась во многом благодаря моему профессору из Казанской консерватории Сергею Владимировичу Ферулёву. Он когда-то занимал пост главного дирижера здесь, в челябинском театре. Я очень благодарна профессору за годы учёбы. Он в своё время и предложил мне поехать на прослушивание в Челябинск. Театр мне понравился с первых же минут знакомства! Такой большой, красивый, внушительный – настоящий столичный театр! Счастье, что удалось остаться работать на челябинской земле.

Александр: Я коренной житель Челябинска. Здесь родился, здесь окончил музыкальную школу, училище. Так сложилась судьба, что и творческая карьера успешно развивается в родном городе. Это очень приятно. Эльвиру я тоже встретил в Челябинске, здесь же родились наши дети. Мы счастливы!

 
Автор: Людмила Ковалёва. Фото Людмилы Ковалёвой; из архива семьи Александра Матушкина и Эльвиры Авзаловой 
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!