В марте челябинский театр представит мировую премьеру оперы «Петр Первый» Михаила Богданова. Спектакль о великом правителе украсят три хореографических номера. Для постановки танцев в столицу Южного Урала пригласили главного балетмейстера Большого театра Беларуси, заслуженного артиста России Игоря Колба.
– Игорь Павлович, что для вас значит быть частью постановочной команды оперы «Петр Первый»?
– Сказать, что я счастлив – ничего не сказать, потому что работать над чем-то новым всегда гораздо интереснее, нежели что-то изменять или ставить другую версию знакомых произведений. Когда директор челябинского театра Владимир Александрович позвонил мне и предложил сделать танцы в опере «Петр Первый», я без раздумий согласился. Для меня это огромный подарок судьбы. Я тут же вспомнил о Михаиле Фокине, который поставил прекрасные танцы в «Руслане и Людмиле» и «Половецкие пляски» в «Князе Игоре». Это шедевры и по большому счету самостоятельные сцены.
Мы прекрасно понимаем, что проще взять фрагменты музыкального материала композитора, которого уже нет с нами, и сделать какую-то свою историю. Но Владимир Александрович не боится идти ва-банк и действует в интересах роста труппы. Это принципиально важно, когда с нуля придумывается история, музыкальный материал, собирают команду постановщиков, представляющих разные театры и страны.
– Работать над известным материалом и создавать новое с нуля – в чем разница для постановщика?
– Отчасти ты являешься соавтором. Находясь в прекрасном балетном зале вашего театра, ты понимаешь, что можешь говорить, тебе дана возможность где-то менять музыкальный размер в балетных фрагментах, находить неожиданные решения. Например, режиссер просил поставить полонез. Мы знаем, что этот танец идет на размер три четверти, однако в опере «Петр Первый» композитор написал музыкальные фразы на четыре четверти. А потом я понял, что так рисунок танца обретает какой-то изыск и определенную новизну. С одной стороны, для меня это вызов, с другой – безумный интерес.
– Расскажите, какие танцы будут представлены в опере?
– В спектакле есть три большие сцены. Номер «Тиха украинская ночь» я представляю как купальскую ночь с прекрасной сценографией Вячеслава Окунева, известного театрального художника. В этой сцене, четко цепляясь один за другой, как паутинка, будут выстраиваться хороводы. Я с детства помню праздник Ивана Купала, когда мы жгли чучело, девушки спускали венки на воду…
Во втором акте будет бравурный полонез. В начале третьего действия зрители увидят сцену в гареме. Здесь можно делать хореографические узоры на достаточно большой музыкальный фрагмент. Мне захотелось, чтобы была развернутая сцена с большим количеством поддержек.
– На каком этапе сейчас постановочный процесс?
– Я бы сказал, что на сегодняшний день материал сделан на 70 процентов. Режиссер Иркин Габитов дал мне четко расписанный сценарный план и поделился своим видением музыкального материала. Я предлагаю идеи, у меня полная свобода выбора балетных мыслей. При этом я следую замыслу режиссера. За четыре дня, что я в Челябинске, мы несколько раз связывались, и всегда был ответ: «Пусть балетмейстер ставит». Такое доверие очень приятно. Осталось дождаться, когда приедет Иркин Габитов и кропотливо внедрять танцы в общее действо. Это актуальный спектакль, я серьезно отношусь к этому проекту и делаю на него большие ставки.
Мировая премьера оперы «Петр Первый» Михаила Богданова состоится 22 и 23 марта на сцене челябинского театра. Билеты уже в продаже.