Логично в это день дать слово главным героям праздника — артистам-вокалистам, дирижерам, режиссерам, концертмейстерам. Что такое опера? Почему на протяжении столетий пользуется неизменной популярностью у зрителей? Какие произведения входят в топ самых любимых? На эти вопросы ответили представители разных профессий Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки.
— Опера — это любовь! — считает солистка Наталия Быстрик. — Любовь, которая объединяет. Опера — это любовь к музыке, любовь к театру, любовь к танцу. Но без драмы в любви не может быть оперы. «Чародейка», «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Травиата» и «Макбет» Дж. Верди, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова — одни из самых любимых моих произведений.
— Опера — это жизнь! – думает дирижер Александр Матушкин. — Только жизнь на сцене театра. Поэтому опера так популярна во все времена. Опера всегда про любовь: возвышенную, неистовую, счастливую, неразделенную. Опера — это душа, душа музыки, артистов, зрителя. Погрузившись в оперное искусство, зритель отвлекается от бытовых проблем, попадает в иное измерение, в сказку. Мне по душе «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини.
— Опера — это сопереживание. Или сострадание, — говорит солист Александр Павлов. — Моей первой оперой была «Мадам Баттерфляй», она глубоко взволновала меня. Судьба главной героини вызвала настолько острое сопереживание, что я сохранил эти ощущения на всю жизнь. Считаю, что композитор Джакомо Пуччини — это бог оперы. Обожаю все его произведения! Колоссальная музыка, высочайшее достижение в жанре оперы. Оперное искусство прошло проверку временем и будет популярно всегда! Уникальный красивый язык искусства, который напрямую обращается к сердцу человека, воздействует на самые тонкие струны души.
— Опера — это труд, — полагает солист Виктор Кириллов. — Высокий порог входа как для публики, так и для исполнителей. Опера всегда останется актуальной благодаря способности переизобретать себя заново в каждом историческом периоде. От барокко и до наших дней опера вбирает в себя ключевые стилевые особенности, регулярно совершенствуя музыкальный и сценический язык. «Игра о душе и теле» Э. Кавальери, представленная в 1600 году, и «Петр I» М. Богданова, который только готовится к выходу в нашем театре, чрезвычайно разные произведения. Только оперный театр сочетает контрастные эмоции и незабываемые впечатления.
— Опера — это вселенная, — говорит солистка Мария Гуйтар. — Абсолютно самодостаточные составляющие сплетаются в единое целое и несут в себе великую идею преображения человека. Опера овладевает сердцем и разумом, проникает в душу и влюбляет в себя бесповоротно! При всей сложности жанра нужно просто открыть свое сердце, и вы всецело окажетесь во власти магии, сможете понять и полюбить оперу. Особняком для меня стоит опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Партия Любаши — жемчужина в репертуаре меццо-сопрано и моя заветная любовь.
— Масштаб! Да, опера — это масштаб, — думает солистка Кристина Семёнова. — Не устаю поражаться глубине и многослойности искусства оперы. Только в опере сочетаются таланты тысяч человеческих душ. Эпохи сменяются одна за другой, а опера только обогащается новыми красками, наполняется новыми идеями, видением, переживаниями. Обожаю «Травиату» Дж. Верди и «Лючию ди Ламмермур» Г. Доницетти.
— Опера — это история, — размышляет солистка Алиса Чечель. — От глобальной истории мира, государств, политики до истории одного человека, конкретной личности. В каждой истории обязательно есть место самым полярным чувствам и вечным темам: верности, дружбе, преданности, измене, вражде, любви, ненависти. Наши зрители ассоциируют себя с героями опер, находят в них отражение своих чувств. Все это в сопровождении чудесной музыки. Опера будет популярна всегда! Мне особенно нравятся «Жизнь за царя» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина.
— Опера — это союз, — делится солистка Екатерина Пыжова. — Союз музыки и жизни. Декораций и света, костюмов и грима, солистов и хора, оркестра и дирижера, музыки и слова. Из их сотрудничества рождается единая музыкально-драматическая картина. Самое главное для меня в искусстве оперы — ее неповторимая эмоциональная сторона! Люблю «Монтекки и Капулетти» В. Беллини, «Кавалер Розы» Р. Штрауса.
— Опера — это коктейль! — восхищается солист Александр Сильвестров. — Коктейль из дорогих напитков (музыка, танец, эмоции, слово), смешанных в нужной пропорции, вызывающей экстаз. Тот, кто распробует этот коктейль, влюбляется на всю жизнь! Одинаково подобрать сочетание ингредиентов невозможно, поэтому вкус от спектакля к спектаклю изменяется. Но этим опера и привлекает. Живые эмоции, музыка, настоящие певцы. Сам отдаю предпочтение «Риголетто» и «Балу-маскараду» Дж. Верди.
— Опера — это труд, — считает солист Никита Забетчук. — Большой труд над собой, шлифовка партий, постоянный поиск новых красок, проработка образа, деталей. Это очень непросто делается. Но жанр оперы с внедрением новых технологий стал одним из самых универсальных. Сюжеты многих опер взяты из жизни, поэтому так привлекают зрителя. Опера может дать людям то, чего им не хватает в повседневной жизни: радость, романтику, переживание, любовь. Восхищаюсь операми Дж. Верди, Ш. Гуно.
— Опера — царица искусств! — восторгается солист Алексей Пьянков. — Нет другого жанра, который бы так сочно и эффектно сочетал чистые виды искусства. Опера бесконечна в своих воплощениях и трактовках. В наше время в России открываются новые оперные театры, а значит, есть потребность у публики проводить вечера, наслаждаясь великим искусством. Я в восторге от оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. Надеюсь, когда-нибудь в ней дебютировать.
— Опера — это многогранность, — думает солист Артем Шаталов. — Сюжет, рассказанный при помощи синтеза нескольких видов искусств, естественным образом ведет зрителя к более глубокому его переживанию. Мне нравятся «Алеко» С. Рахманинова, «Дон Карлос» Дж. Верди.
— Чувства и эмоции — вот что такое опера, — рассказывает солист Виталий Савельев. — Только в опере возможно выразительнее передать все грани волнения героев. Музыка и драматическая игра солистов помогает зрителю лучше вникнуть в происходящее на сцене. За столетия своего существования опера впитала в себя основной культурный код человечества, который положительно влияет на общее мировоззрение каждого. Мне нравится «Фауст» Ш. Гуно и «Евгений Онегин» П. Чайковского. Они идут на нашей сцене, я исполняю главные партии в обеих.
— Опера — это жизнь, — считает концертмейстер по классу вокала Анастасия Пашнина. — На спектакле мы успеваем прожить с героем все ключевые моменты его судьбы. Жанр оперы будет существовать еще сотни лет, он стал наивысшей формой развития театрального и музыкального искусства. А еще опера — это драйв! Невероятный драйв от того, как пронзительно и экспрессивно воздействуют на зрителя слово, пластика, спецэффекты, музыка, вокал. «Фауст» Ш. Гуно, «Любовный напиток» Г. Доницетти — мои фавориты.
— Опера — это история, масштаб, — повествует солистка Гузелия Шахматова. — Например, «Аида» Дж. Верди уносит нас в историю той эпохи, знакомит с особенностями периода в жизни Египта. «Турандот» Дж. Пуччини отправляет в экзотическую страну со сказочным колоритом. Для меня опера — это еще и мои любимые певцы: М. Каллас, Л. Прайс, Ф. Шаляпин.
— Опера — это вселенная, — мнение солистки Екатерины Чебыкиной. — В опере мы проживаем множество разных жизней, испытываем эмоции и чувства, которые в реальной жизни никогда испытать не доведется. Опера одновременно и вдохновляет, и заставляет задуматься о смысле жизни. Мне по вкусу произведения П. Чайковского, М. Глинки, Дж. Верди.
— Опера — это труд, — делится солист Артур Садиков. — Именно так это слово переводится с латинского и итальянского языков. И это правда. Необходимо ежедневно заниматься, быть фанатом этой профессии, стремиться к совершенству. Только опера может вызвать пронзительные эмоции, поэтому зрители влюбляются в нее, приходят вновь и вновь. Любимая опера у меня «Фауст» Ш. Гуно.
С праздником, с днем оперы!
Источник: https://up74.ru/articles/kultura/159800/
Автор: Людмила Ковалева, фото автора