Создание спектакля – долгий и кропотливый процесс. Чтобы премьера прошла удачно, трудится огромное количество людей не только на сцене, но и за ее пределами. Притом работа не прерывается даже после того, как постановка вошла в репертуар.
Наши цехи и мастерские художественно-постановочной части находятся в трех локациях: в самом театре и двух производственных зданиях, расположенных рядом с ним. Руководит этими подразделениями Игорь Бахтин, а за эксплуатацию спектаклей на сцене отвечает Вадим Малых.
От эскиза до костюма
Создание образов героев происходит в театрально-производственной мастерской по изготовлению костюмов под руководством Наталии Ушаковой. Модельер театра Гузель Хайбуллина встречается с приглашенными художниками и по их эскизам разрабатывает лекала. Затем в мастерской шьют платья, фраки, плащи и другие предметы гардероба. В среднем к каждой премьере необходимо изготовить около двухсот костюмов: для солистов, хора, балета и миманса.
Завершенный вид костюмы обретают в руках художников-декораторов. Более 30 лет заслуженный работник культуры России Римма Кириллова украшает костюмы бисером, каменьями, кружевом, аппликациями, расписывает специальными красками. А головные уборы изготавливает закройщик-портной Татьяна Дегтярева.
Всего в театрально-производственной мастерской по изготовлению костюмов трудятся 15 человек.
Обувь тоже делают в цехе при театре. Заведует мастерской Светлана Ухова. Важно, что к каждому новому спектаклю изготавливают новую обувь.
Создание атмосферы
Приходя на спектакли, зрители отправляются в путешествие по странам и эпохам. Над воплощением замысла художника-постановщика трудятся в живописно-декорационной мастерской, которой заведует Юлия Баландина. Три года назад этот цех расположился в отдельном современном здании, где на втором этаже декорации изготавливают, а на первом их хранят. Мастера расписывают полотна в помещении площадью 290 квадратных метров, а результат оценивают с семиметровой высоты, поднимаясь в галерею.
И это еще не все. В цоколе театра находится цех, где производят жесткие декорации и мебель. Старинные секретеры, камины, императорские троны и многое другое создают плотники производственной мастерской, которой заведует Владимир Нуждин.
Не иначе как волшебство делает команда под руководством Марины Богдановой. Мастера изготавливают бутафорию и реквизит. Притом каждый выполненный предмет достоин стать экспонатом выставки. Настолько реалистично выглядят все доспехи, украшения, сундуки и другая бутафория – это можно разглядывать часами, изучая мельчайшие детали и штрихи.
Работа и днем и ночью
После того как элементы сценографии готовы, они передаются в другие службы. Так, цех реквизита, которым заведует Ксения Цвариани, отвечает за то, чтобы все необходимые предметы были на сцене как во время спектакля, так и в процессе репетиций.
Установкой декораций занимается машинно-декорационный цех под руководством Руслана Мустафина. Когда занавес открывается после антракта, перед зрителями возникает новая картина – все это дело рук монтировщиков, которые за 20 минут перерыва успевают преобразить пространство сцены. Как известно, спектакли в театре идут практически каждый день. Чтобы сделать демонтаж декораций к одной постановке и поставить конструкции к следующей, сотрудники цеха работают даже в ночные смены.
Перевоплощение артистов
Сотни балетных пачек, платьев, юбок, фраков, брюк и пиджаков бережно хранятся в цехах Ольги Медведевой и Людмилы Тусовой. Перед спектаклем костюмы развешивают на специальных станках в коридорах возле гримерных комнат. Помочь артисту быстро перевоплотиться в другой образ, застегнуть сложный корсет, экстренно пришить пуговицу – за все это отвечают сотрудники мужской и женской костюмерных.
Укладкой волос и нанесением сценического макияжа занимаются специалисты гримерно-парикмахерского цеха под руководством Ольги Анищенко. Подобрать парик для Кармен или создать образы для оперы «Пиковая дама», сделать голливудскую прическу Эвридике или до неузнаваемости преобразить артистов в спектакле «Аида» – наши мастера справятся с самой сложной задачей.
Свет, видео и звук
Неотъемлемая часть сценографии – свет. Электроосветительным цехом заведует Екатерина Долинина. Ее команда помогает реализовывать идеи художников, а иногда Екатерина сама прописывает световые партитуры. Например, недавно прошел концерт к 150-летию Скрябина, на котором стены и потолок зрительного зала превращались то в звездное небо, то «пылали» огнем, то становились бушующим морем.
Не менее важную работу в постановочном процессе выполняет цех электронного и звукового обеспечения сцены под руководством Леонида Шаровского. Помимо того, что сотрудники этой службы работают с мультимедийными проекциями и трансляциями, они изготавливают сценические спецэффекты, электронный реквизит и бутафорию, а еще фиксируют на видео каждый генеральный прогон и все спектакли. Также в этом цехе служат звукорежиссеры, которые обеспечивают качественное звучание артистов, хора и оркестра.
А какие еще специалисты служат театру, чья работа скрыта от зрительских глаз? Продолжение следует…