Версия для слабовидящих
Новости

В контакте со зрителем. Директор театра отвечает на ваши вопросы

Перед началом нового сезона директор Челябинского театра оперы и балета Владимир Досаев дал большое интервью на актуальные темы и ответил на вопросы, которые поступили от зрителей.

– Владимир Александрович, давайте начнем разговор с подведения итогов предыдущего сезона. Чем вам запомнился прошлый творческий год?

 66-й сезон был насыщен яркими событиями: начиная от празднования 65-летнего юбилея театра и завершая Международным фестивалем балета «В честь Екатерины Максимовой». Репертуар пополнили четыре новых спектакля: оперы «Бал-маскарад» и «Руслан и Людмила», мюзикл для детей «Волшебный посох Деда Мороза», балет «Корсар». Мы открыли собственный музей и установили в фойе музыкально-кинетическую шкатулку, обновили антрактно-раздвижной занавес. Запомнился сезон и громкими победами наших артистов на международных конкурсах.

– Действительно, сезон выдался насыщенным. Какие творческие задачи театр ставит перед собой сейчас?

– В новом сезоне мы представим четыре новых спектакля. 24 и 25 сентября состоится премьера оперы «Травиата», над которой работают режиссер и художник из Италии. Затем зрителей ждет еще одна опера Джузеппе Верди – «Аида». Спектакль поставят уже знакомые челябинской публике режиссер Мариинского театра, заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов и народный художник России Вячеслав Окунев. Также в репертуар вернется оперетта «Марица» Имре Кальмана в новой постановке Василия Заржецкого, а любители балета увидят мировую премьеру спектакля «Бесприданница» на сюжет одноименной пьесы Александра Островского.

– Каждое лето в театре ведутся ремонтные работы...

– Конечно, было бы идеальным закрыть театр на капремонт, но тогда город на два года остался бы без театра, поэтому мы выбрали другую стратегию: каждый год делаем определенный объем работ без остановки творческого процесса. Так продолжается уже десять лет, и это лето не стало исключением. Есть работы, которые проходили в зрительской части. Это ремонт паркета на втором и третьем этажах, также мы изменили цвет стен зрительного зала. Надеюсь, публика оценит преобразившуюся обстановку. Кроме того, мы установили новый противопожарный занавес, заменили деревянный настил сцены, осуществили ремонт служебного входа и кровли дополнительного здания. Произвели ремонт четырех служебных туалетов и навесного вентилируемого фасада вспомогательного здания. Ну, и выполнено много текущих мелких работ.

– Есть ли что-то еще, что необходимо сделать в театре, на ваш взгляд?

– В основном это работы, связанные с реставрацией живописных потолков и колонн в фойе и зале, также нужен ремонт декоративных элементов в зале с использованием сусального золота. Второй серьезный вопрос – это замена всей механики сцены. И, конечно, установка системы кондиционирования зала. Все эти позиции требуют серьезных финансовых вложений.

– Творческий процесс в театре тоже не стоит на месте. Например, мюзикл «Алиса в стране чудес» занял твердое место в репертуаре – на него с трудом можно попасть, билеты продаются за месяц вперед…

– Да, мы полностью изменили подход к детским спектаклям. Теперь ставка сделана на спектакли для семейного просмотра, которые идут по воскресеньям в удобное время. И уверен, что такое решение было верным. Кроме «Алисы» есть еще очень красивый и смешной балет «Приключения доктора Айболита», который также пользуется большим успехом. Новые спектакли для семейного просмотра обязательно будут появляться в репертуаре и дальше.

– Интересно, почему театр не привлекает к постановкам молодых режиссеров и художников?

– Не согласен – смотря кого считать молодым. Да, выпускников мы не берем, так как не можем заниматься экспериментами. Нам нужен качественный продукт, и возраст этому не помеха. Если считать тех постановщиков, которым до 40 лет, их достаточно много.

 Наш театр предлагает зрителю не только спектакли, но и концертные программы.

 Концерты симфонической музыки не являются нашей основной деятельностью. Тем не менее в течение сезона мы представим три-четыре новых программы. 28 сентября приглашаем на концерт эстрадно-симфонической музыки «Осенняя рапсодия». 8 октября в театре состоится Steinway-концерт к 150-летию со дня рождения Александра Скрябина, в котором примет участие известный пианист, лауреат международных конкурсов Дмитрий Карпов. В финале концерта прозвучит знаменитое произведение «Прометей. Поэма огня». Специально для него мы впервые делаем уникальное световое оформление: будет задействовано пространство не только сцены, но и зала.

– В Южно-Уральском государственном институте искусств есть хореографический факультет. Много ли выпускников было принято в труппу театра?

– Хореографическое училище, в создании которого мы приняли самое активное участие, является серьезным подспорьем в комплектовании балетной труппы. За последние годы в театр пришло 11 выпускников, Виктория Дедюлькина стала солисткой балета. В 2023 году рассчитываем принять еще пять человек.

– Можно ли сказать, что труппа театра испытывает кадровый голод?

– Основа творческого коллектива довольно прочная, но есть позиции, которые не закрыты. Например, драматический тенор в оперной труппе. Нужна пара солистов в балет, есть несколько открытых вакансий в оркестр.

– Еще один волнующий вопрос: сохранит ли в свете последних событий фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» статус международного?

– Несомненно! Надеюсь, что постепенно международные отношения наладятся. Но и сейчас есть дружественные страны, в которых есть балетные коллективы, например, Белоруссия и Казахстан. После утверждения бюджета следующего года начнем работать с ними.

– У театра есть Попечительский совет, в чем заключается его работа?

– Помощь Попечительского совета неоценима. Это финансирование Детской школы вокального искусства, это новое световое и звуковое оборудование, это ремонты в театре, помощь в проведении фестивалей. Сейчас ситуация для российского бизнеса не лучшая, но надеюсь, что и это мы переживем.

– Переходим к вопросам, которые задали зрители. Многих волнует ситуация с плохой вентиляцией зала. Об этом написали Ольга Федотова, Анна Доюн, Татьяна Шумакова, Светлана Коман и другие.

– Вопрос актуальный и мы, конечно, об этом знаем. Но дело не в вентиляции, а скорее в кондиционировании. Вентиляция работает, мы ее включаем до спектакля и в антрактах, но при полной заполняемости зала этого не хватает. Включать вентиляцию во время спектакля мы не можем. Во-первых, появляется шум, который мешает следить за происходящим на сцене. Во-вторых, зрители с балкона сразу просят ее выключить, так как боятся простудиться. Кондиционирование позволит равномерно распределять воздух и не мешать зрителю. В феврале этого года мы договорились с одним из бизнесменов о проведении этих работ, но в связи с санкциями западного мира решение этого вопроса пока отложено.

Елена Степанчук, Екатерина Карпенко, Юрий Брызгалов пишут о неприглядном виде театральной площади и вспоминают о вырубленных елях, сирени и розах, которые восхищали даже южан.

– Нам бы тоже хотелось, чтобы площадь выглядела привлекательно, но это вопрос не к театру. Площадь закреплена за администрацией города. Соответственно вкладывать деньги театра в благоустройство площади мы не имеем права – это нецелевое использование финансовых средств. Будем ждать, когда подрастут новые деревья…

Екатерина Карпенко задает вопрос об изменении внешнего вида буфета.

– Надеюсь, что до конца этого года мы сумеем организовать конкурс на новое оформление буфета. Конечно, мы привлечем наших зрителей к обсуждению этого проекта.

Егор Пастухов спрашивает, будет ли в театре малая сцена?

– Двумя руками – за! Это сразу расширит и репертуар, и даст возможность для развития солистов: есть монооперы, оперы для небольшого состава исполнителей. Плюс можно было бы проводить сольные концерты артистов. В свое время мы пытались прижить этот жанр в фойе театра, но ничего не получилось.

– Ирина Белка интересуется, когда будут организованы экскурсии по театру?

– Мы разрабатываем экскурсионную программу и хотим сделать ее насыщенной и интересной. В этом сезоне опробуем несколько вариантов.

– Кристина Гулиева спрашивает, почему программки перестали делать цветными, а также предлагает вернуть традицию дарить цветы артистам на сцене.

– На наш взгляд, новый формат программок более изящный и удобный, при этом их содержание не изменилось. На счет вручения цветов на сцене – такого нет ни в одном крупном театре. Во-первых, этого нельзя делать по технике безопасности, во-вторых, зачастую зрители выходили в уличной обуви, и это портило пол сцены. Мы рекомендуем вкладывать записки в букеты и передавать их через капельдинеров, артистам приятны такие знаки внимания.

– Зрители задали целый ряд вопросов о том, почему в репертуаре театра нет того или иного произведения. Как вы принимаете решение о постановке спектаклей, на какие критерии опираетесь?

– Мы стараемся расширять наш репертуар. Каждый год выпускаем минимум четыре премьеры. Выбор репертуара зависит от наличия артистов, финансовых возможностей и от перспектив проката нового спектакля. Надеюсь, что зрители заметили, что от постановки к постановке мы улучшаем качество декораций и костюмов, световое оформление… Охватить же весь мировой репертуар не может ни один театр.

– Спасибо за беседу!

– Спасибо! С нетерпением ждем встречи со зрителями в новом сезоне. Сделаем все, чтобы он подарил как можно больше положительных эмоций.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!