Общий итог – 5 золотых медалей, 7 серебряных, 8 бронзовых. С полным списком распределения наград престижного состязания, собравшего в этом году 48 исполнителей из 11 стран, можно познакомиться на официальном сайте: https://sochi-ibc.ru/
Гран-при, по словам организаторов, не присуждалось из-за стесненных обстоятельств, обусловленных ковидом.
Как отметил в своем обращении к конкурсантам сам маэстро Григорович, находившийся в дни проведения его грандиозного проекта на лечении в Клиническом санатории «Барвиха», однако ежедневно информируемый о происходящем: «Пандемия наносит удар по самой цивилизации – человечество растеряно, многие в унынии... Но иные выбирают путь продолжения жизни, и принимают ее только такой, какой она должна быть – полной радости творческого труда, общения с любимыми, близкими и профессионалами. Конкурс балета, на который съезжаются молодые, им в этом поможет».
По словам Юрия Николаевича, путь к совершенству лежит через великий труд и отказ от привычных норм, что никогда не останавливает настоящих артистов. Многие из участников конкурса только вступают в профессию, однако отважились на творческое состязание и готовы принести присягу на верность высоким принципам классического балета. Поэтому существование подобной статусной площадки для самовыражения молодых – обоюдно-всеобщее достижение во имя Искусства. Григорович убежден: «Жизнь имеет особенность восстанавливаться после тяжелых спадов. И нужно, чтобы в ней всегда было место балету – без него какая жизнь!».
Горести и... Надежда
На конкурсном круглом столе, проходившем на вилле «Надежда» легендарного историка балета, драматурга, беллетриста и либреттиста Сергея Худекова, член жюри Вячеслав Гордеев, народный артист СССР и художественный руководитель Театра «Русский балет», высказал мысль, что профессиональный уровень танцовщиков и сегодня неуклонно растет, однако интерес к балету, в первую очередь у властей предержащих, стремительно падает. Отсюда, очевидно, многие проблемы. Начиная с деталей и нюансов.
К примеру, когда Голубая птица из балета «Спящая красавица» Петра Чайковского выпархивает на сцену в сиреневом костюме, это свидетельствует отнюдь не о дальтонизме выпустивших ее. На этот момент обратила внимание член жюри Маргарита Дроздова, народная артистка СССР и педагог-репетитор Московского музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко:
– Финансовая сторона дела зачастую ложится на плечи родителей. Не все школы могут себе позволить оплатить достойные костюмы и пригласить опытного балетмейстера. А театры вообще дистанцируются от подготовки своих артистов к конкурсам. Всё – сами и за свой счет.
Генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов и заслуженный деятель искусств РФ Сергей Усанов обеспокоен обилием коммерческих конкурсов, не всегда соответствующих строгим требованиям, девальвирующих звание «лауреат» и дезориентирующих публику.
– Выходит на сцену лауреат 20 конкурсов, а танцевать-то подчас толком не умеет, – сокрушается он. – Чтоб отсеять левые дипломы, необходима серьезная классификация балетных состязаний. И тогда сразу будет понятно: кто есть кто. Необходимы семинары для педагогов балетных школ, чтобы их ученики не писали в своих резюме Бог весть что и понимали, вариации из какого балета танцуют и сюжетный контекст.
– Проблем много, – соглашается главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. – Возьмите хотя бы репертуар. На сегодня выделено около 50 названий характерных танцев, рекомендованных для исполнения на конкурсах, а исполняется обычно меньше 10. Проблема – с педагогами, подбирающими репертуар для того или иного танцовщика. Особенно для младшей группы, где ответственность взрослого за судьбу ребенка в профессии возрастает в несколько раз.
Танцовщик, балетмейстер и педагог из Франции Оливье Пате, в недавнем прошлом – солист Парижской оперы и член Международного совета танца при ЮНЕСКО (CID-UNESCO), солидарен с Уральской: и на этом конкурсе некоторые участники ни по возрасту, ни по природным данным не соответствовали выбранным номерам, но не их в том вина. Куда смотрели педагоги?
– Многие начинали вариации почему-то раньше музыки, – говорит Пате. – Или jeter (движение с броском ноги. – Т.В.) должно быть в конце конкретной композиции, а его делают там, где заблагорассудится...
Полуторачасовой разговор профессионалов коснулся почти всех аспектов сегодняшнего дня танцевального искусства, включая дилетантизм современных жрецов Терпсихоры и суррогатность академизма в интерпретации массмедиа. К примеру, когда на популярном телешоу дети танцуют па-де-де из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», а приглашенные мэтры в студии гипертрофированно восхищаются тем, что ниже критики.
Звезды сочинского Олимпа
На нынешнем Конкурсе Григоровича блеснули челябинские танцовщики, покоряя грозных судий и вызывая заслуженные аплодисменты очарованных зрителей (подлинная красота очевидна и эксперту, и неофиту). Супружеская чета киргиза Кубаныча Шамакеева и японки Лири Вакабаяси стала в Сочи настоящим триумфатором, мастерство которого, а также физическая форма и балетная техника, казалось, безукоризненны. Сами артисты сдержаны в оценке своего успеха.
– Идеальных показов не бывает, – убеждена Лири. – Постоянно есть к чему стремиться и что корректировать. Нас это радует. Если достигаешь одной вершины, приходится спускаться, чтоб начать подъем на новую. Жизнь и наша профессия прекрасны своими подъемами и спусками! Настоящее творчество – непрерывное движение!
– На первом месте – ремесло, которое можно обогащать опытом бесконечно, – кивает головой Кубаныч. – Балетный станок и еще раз станок! По утрам – класс, днем –репетиции. Впрочем, мы всегда вместе – дома и в театре (даже в «Жизели» она – Жизель, а я – Альберт), можем репетировать в любое время суток. Главное – результат, хотя и сам процесс оттачивания приобретаемых навыков давно доставляет огромное удовольствие.
Русский балет в Японии в особом почете. И мама Вакабаяси мечтала, чтоб ее дочь посвятила себя этому удивительному искусству. Оттого так ценны для всех близких Лири ее сегодняшние лавры. Обучение девочка проходила в Бельгии и Германии. В Мюнхене наставницей талантливой японки была экс-солистка пермской балетной труппы Наталья Ситникова, а в России педагогическую эстафету приняла Татьяна Предеина, кстати, в 1980-х тоже танцевавшая в Пермском театре оперы и балета.
В Киргизии ситуация с классическим балетом иная. Однако дедушка Кубаныча – танцор, выступал в ансамбле народного танца. Именно он грезил, чтоб в семье кто-нибудь продолжил традицию. Выполнять дедушкин завет отрядили по окончании средней школы двоюродного брата Шамакеева. А уж увидев зажигательные пируэты в великолепном исполнении родственника, «заразился» танцем и наш герой. Учился в Бишкеке, позднее перевелся в Алматинское хореографическое училище, которое окончил в 2016-м
Ребята уверены, что без участия в конкурсах профессиональное становление тормозится. Формула «на людей посмотреть, себя показать» гарантирует эффективность. Между прочим, «маяками» в балетном «море» Кубаныч и Лири выбрали себе Михаила Барышникова и Ульяну Лопаткину.
Между прочим, в стане лауреатов «Молодого балета мира» прежних лет наметились свои «Барышниковы-Лопаткины». Андрей Писарев, премьер Одесского театра оперы и балета, в 2021 году признан рекордсменом Украины по числу побед на международных конкурсах, блещут в лучах мировой славы Ёзге Башаран, прима-балерина Анкарского национального театра оперы и балета, Константин Героник, солист Большого театра Беларуси, Кристина Кретова, ведущая солистка Большого театра России, Эльдар Сарсембаев, премьер Русского национального балета Сергея Радченко, Анастасия Лименько, солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Олег Ивенко, премьер Казанского балета, основатель и художественный руководитель Фестиваля современной хореографии «#StagePlatforma» и заслуженный артист Татарстана...
Возможности. Использованные и упущенные
Восьмой по счету «Молодой балет мира» его организаторы решили посвятить 150-летию Сергея Дягилева, открывшего миру своими парижскими сезонами русское танцевальное искусство. Правда, юбилей великого антрепренера – в марте 2022 года. При этом 6 августа 2021-го 150-летие со дня рождения отметил русский артист балета и балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров Александр Горский, величина не менее достойная благодарной памяти потомков...
Да и взяв курс на звезду Сергея Павловича, вероятно, конкурсу имело смысл стартовать не универсальным «Лебединым озером», а «адресным» шедевром дягилевских антреприз? Например, балетом «Жар-птица», входящим в репертуар Краснодарского театра балета Юрия Григоровича и ранее с успехом демонстрировавшимся в Сочи (хорошо, что «Жар-птицу» показали хотя бы в Краснодаре 18 октября). Вот и образовательную программу, наряду с мастер-классами знаменитых педагогов-хореографов, было бы здорово наполнить лекциями о Дягилеве, истории и искусстве антрепренерства.
На сочинской пресс-конференции организатор проекта в лице генерального директора и художественного руководителя КТО «Премьера» имени Леонарда Гатова заслуженный работник культуры РФ Алексей Львов-Белов, комментируя «шероховатости», сослался на пандемические форс-мажоры и человеческий фактор.
Почему-то вдруг вспомнилось, как в условиях перманентного террора ситуации Леонард Григорьевич организовывал аншлаговый «Вечер трех романтических балетов» Юрия Николаевича под открытым небом на горе Ахун, ставший главной изюминкой курортного сезона в 2004-м. А еще Гатов планировал постановку «Баядерки» по худековскому либретто в субтропических интерьерах сочинского дендропарка Сергея Николаевича – с живыми слонами и тиграми... Не успел.
Во время встречи с журналистами члены жюри конкурса попеняли принимающей стороне на безлюдье, сопровождавшее конкурсные просмотры. Ради справедливости надо сказать, что просмотры участников I тура стартовали 12 октября, а билеты на них появились в продаже 8 октября (цена – до 500 рублей), но они и раньше не вызывали особого ажиотажа. Отбор – рутинная работа... Зато «Лебединое озеро» порадовало устроителей гастрольного спектакля отсутствием свободных мест уже за 4 дня до начала (продажи открылись за месяц).
Огорчили балетных корифеев малочисленность в городе афиш о событии и отсутствие в фойе или «где-нибудь еще» большого портрета маэстро Григоровича... Тут можно вспомнить добрым словом экс-гендиректора Сочинского концертно-филармонического объединения Владимира Мишарина, нередко и охотно взваливавшего на себя чужую организаторскую ношу. В данном случае ношу КТО «Премьера»: все технические детали предстоящего мероприятия прописываются в договоре аренды площадки. Любые пожелания – за счет арендатора, ничего личного.
Владимир Васильевич через ограниченные ресурсы-инструменты умудрялся оперативно и креативно решать все авральные задачи. Словно по мановению волшебной палочки накрывались фуршеты, не предусмотренные проектным бюджетом, из ниоткуда, как живая декорация, появлялась зрительская масса на зрелища для заведомо узкого круга ценителей, печатались и заполняли медийное пространство постеры-посты-флешмобы, обрамляя ослепительной информационной упаковкой любые события, порученные СКФО. Чего это стоило Мишарину (и как вознаградилось) – отдельная тема.
Многотерпеливая история не сумела ужиться со сослагательным наклонением, хотя ее суд мирится далеко не со всеми «победителями». Однако Конкурс Григоровича, состоявшийся в 2021 году не смотря ни на что и вопреки всему, – очередная символическая победа над вечным покоем и танец жизни, априори достойный высоких оценок. Неслучайно министр культуры России Ольга Любимова назвала этот проект «праздником искусства с участием признанных мировых звезд балета» (в конкурсном буклете также увековечена похвала мэра Сочи, губернатора и министра культуры Кубани).
Впрочем, как пела в свое время Примадонна российской эстрады: «Не надо слов пустых, не надо лишних фраз. Все объяснит круженье рук, движенье глаз». И надо признать, эти приоритеты не утратили актуальность. Балет жил, балет жив, балет будет жить! О чем еще мечтать?
Автор: Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото: Романа Притулы
Источник: Литературная газета
Приглашаем на спектакли с участием Лири Вакабаяси и Кубаныча Шамакеева: «Баядерка» (10 ноября), «Сказки Гофмана» (27 ноября).