В его блистательной карьере особое место занимает главный театр страны. Долгое время народный артист России Юрий Клевцов был премьером Большого.
В 2003 году, когда знаменитый «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича возродил хореограф Алексей Ратманский, он стал первым исполнителем партии агронома Петра. Недавно на нашей сцене проходили гастроли Большого театра с легендарной постановкой. Среди зрителей был и художественный руководитель балетной труппы Челябинска. Сегодня Юрий Клевцов – наш собеседник.
– Юрий Викторович, помните, как начиналась «вторая жизнь» «Светлого ручья»?
– В Большом театре мы исполняли, в основном, классический репертуар, а тут появился молодой хореограф со своим языком, со своей музыкальностью. Алексей Ратманский имеет особый хореографический стиль, поэтому передать задуманные им движения было не совсем просто. Непросто, но интересно! Несмотря на какие-то сложные моменты, репетиционный процесс шел достаточно весело, ведь в этом спектакле много юмора. У нас была единая команда, в которой каждый что-то придумывал и предлагал. Так этот балет и создавался.
– Это был ваш первый опыт работы с Алексеем Ратманским?
– Мне доводилось с ним работать и до «Светлого ручья», но тогда он «не ставил» на меня – я просто замещал своих коллег. Например, участвовал в его спектаклях «Сны о Японии» и «Прелести маньеризма». Это все происходило быстро, поэтому тесно посотрудничать не удавалось. Как мне кажется, тогда я его не разочаровал, и он предложил мне исполнить партию Петра, главного героя, в балете «Светлый ручей». Я был рад работать с такими известными артистами, как Инна Петрова, Мария Александрова, Сергей Филин и другими талантливыми танцовщиками. Собралась очень теплая команда.
– Расскажите, как публика приняла спектакль на премьере?
– Все очень волновались, потому что в то время в Большом театре шел еще один балет Шостаковича «Золотой век» в постановке Юрия Григоровича – это серьезный спектакль. А тут зрителям предлагают новую версию «Светлого ручья». Неизвестно, как критики и публика отнесутся к тому, что мы собираемся представить. Но, к счастью, музыка Шостаковича, хореография Ратманского и, конечно же, наши старания привели к тому, что постановка живет до сих пор и с этим балетом Большой театр выезжает на гастроли. Считаю, для любого спектакля – это победа! Так что, я очень благодарен и Алексею Ратманскому, и судьбе за то, что в моем репертуаре есть «Светлый ручей».
– Благодаря сотрудничеству Челябинской области и Большого театра, а также федеральной программе «Большие гастроли» балет «Светлый ручей» был представлен на нашей сцене. Какие у вас остались впечатления?
– Знаю, что Алексей Ратманский сам репетировал с артистами Большого театра перед гастролями в Челябинск. Определенные вещи изменились, и это естественно. Мы не стоим на месте, и теперь какие-то актерские и технические моменты хореограф видит по-другому. Но я хочу сказать, что получил истинное наслаждение, сидя в зрительном зале. Возможно, это в какой-то степени ностальгия, но в любом случае я очень рад за артистов – этот спектакль дает возможность экспериментировать, «лепить» свое тело. И я счастлив, что Большой театр привез «Светлый ручей» в Челябинск и им смогли насладиться южноуральцы.