– Исидор Аркадьевич – уникальный человек. Его по праву можно назвать одним из великих столпов музыкального олимпа России – он работал и с Сергеем Лемешевым, и с Иваном Козловским. Исидора Аркадьевича знали и любили во всем мире. Он стоял у истоков двух театров – челябинского и новосибирского. Ему очень нравился Челябинск, он всегда с теплом о нем отзывался. Любовь к столице Южного Урала и театру оперы и балета Исидор Аркадьевич пронес через всю жизнь и очень жалел, что отсюда уехал.
– Евгений Григорьевич, как вам удалось познакомиться с великим маэстро?
– Я пришел в новосибирский театр, когда был на первом курсе симфонического, работал суфлером. До сих пор не понимаю, что во мне нашел Исидор Аркадьевич. Мы с ним подружились: беседовали, вместе ходили в кинотеатр. Когда я захотел дирижировать «Травиатой», никто не верил, что мне это под силу, ведь я только начинал учиться. А мы с Исидором Аркадьевичем проверили каждую ноту, разобрали темп. И вот, будучи первокурсником, я продирижировал с большим триумфом оперу Джузеппе Верди и стал работать дирижером в оперном театре Новосибирска – в этой должности я уже 30 лет.
– Говорят, что Исидор Аркадьевич был очень эрудированным человеком…
– Он действительно отличался большой эрудицией, кажется, знал все на свете. Исидор Аркадьевич был великим мастером и говорил мне: «Женя, обращайтесь по любому вопросу». Он также являлся почетным членом-корреспондентом Академии изящных искусств Франции. Помню, в антрактах Исидор Аркадьевич всегда читал книги на французском языке. Для того времени это было удивительным, все-таки существовал железный занавес.
– Евгений Григорьевич, расскажите, каким он был дирижером?
– Бескомпромиссным. Исидор Аркадьевич был максималистом, предъявлял большие требования и к себе, и к другим. Он не признавал, когда артист хотел пропустить репетицию из-за болезни или дня рождения. Театр и искусство были делом всей его жизни. Исидор Аркадьевич являлся непререкаемым авторитетом, маэстро очень любили музыканты: все понимали, что работают с большим мастером. Его спектакли шли на челябинской сцене много лет, потому что каждый знал, как играть и что играть.