Версия для слабовидящих
Новости

Детектив в опере. Как в Челябинске поставили «Риголетто»

Челябинский театр оперы и балета продолжает превращать классические источники в зрелищные современные блокбастеры. «Риголетто» Джузеппе Верди — произведение, выдержавшее не одну сотню постановок, но это не мешает ему оставаться актуальным: при любом дворе всегда будут шуты и красавицы.

Прошлой осенью челябинский оперный уже сразил публику в самое сердце красиво осовремененной оперой «Паяцы». Там было все для успеха: как часы работающая массовка, харизматичные солисты с выдающимися актерскими и вокальными данными, стильные декорации и пара фишек, которые сделали историю актуальной для наших дней. Примерно по тому же пути пошел и постановщик «Риголетто» — режиссер из Новосибирска Вячеслав Стародубцев. Он сделал зрелищный мистический детектив о возмездии, сконцентрировав все внимание на главных героях, но не пожалев сил и на обрамление.

Основой для либретто «Риголетто» послужила пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», которую сразу же после выхода в свет, в 30-х годах XIX века, запретила цензура — за подрыв авторитета королевского двора. У Верди главным развратником и сеятелем всех бед стал не король, а некий герцог. Но сути это не поменяло: спусковым крючком действа становятся обыкновенные придворные шашни.

Развращенному герцогу, не понаслышке знающему, как сердце красавиц склонно к измене (да, эта ария отсюда), становится мало легкодоступных барышень. Он проникается страстью к скромной девушке, которая, на беду, оказывается дочерью его придворного шута. Риголетто души не чает в Джильде, но, увы, фактически сам отправляет ее на заклание. И, вероятно, не без злых чар графа Монтероне...

2 февраля, в день премьеры партию Риголетто исполнил солист Новой Оперы, приглашенный солист Большого театра и Немецкой Оперы Борис Стаценко. В его исполнении придворный шут, раздираемый параноидальным страхом и жаждой мщения, получился персонажем как минимум неплоским. Именно отчаяние и одержимость Риголетто превращает бытовую «трагедию положений» в леденящий кровь мистический детектив.

Малоприятный герцог в исполнении Павла Чикановского неожиданно вышел симпатичным — артист очень точно передал то сочетание лукавства и открытости, которое превращает обыкновенного бабника в обаятельного зайку. Ну, действительно, чем виноват высокопоставленный вельможа? Разве тем, что все красавицы без разбору стремятся получить его любовь — от злодейки-убийцы до скромницы Джильды. Когда герцог-Чикановский выходит в зал, покачиваясь от выпитого и помахивая кубком, зрители одобрительно аплодируют.

Постановщик Вячеслав Стародубцев проделал достойную уважения работу — собрал большую, техничную массовку, отдал главные партии хорошим артистам и позаботился о том, чтобы декорации стали естественной средой зловещего детектива, но не слишком отвлекали внимание зрителей. Последним и так нелегко — следить за ходом истории приходится, читая субтитры с экранов, расположенных по бокам от сцены. А не читать нельзя — без внятного перевода очень легко потерять нить событий, которыми так богата эта опера.

В целом, Челябинский театр оперы и балета придерживается правильной позиции, очень позитивно влияющей на кассу: хороший источник, зрелищность и никакой архаичности. В Год театра опера должна стать ближе к зрителям всех возрастных категорий. И пока это получается.

Автор: Ксения Шумина, obzor74.ru

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!