Что сказать о спектакле прямо сейчас?
Музыка
«Паяцы» — одно из немногих произведений, которое готова слушать и зимой, и летом, в любом расположении духа. Почему? Больше всего привлекает необычайная по своей внутренней силе музыка. Сочинение Леонкавалло вполне можно сравнить со звуковым оружием, от которого нет спасения. Сидя в зале, остаться равнодушным – не получится точно. Игнорировать эмоциональный посыл оркестра удастся лишь в том случае, если вы – абсолютно бесчувственный человек. А личностям с тонкой душевной организацией и эмпатам я гарантирую совершенно непередаваемые ощущения. Недаром за 126 лет существования оперы, ее главный лейтмотив стал известен далеко за пределами круга меломанов. А в начале XX века грамзапись ариозо главного героя «Vesti la giubba», в исполнении Энрико Карузо, разошлась аж миллионным тиражом. Думаю, стоит прийти на спектакль и ради этой «визитной карточки».
Сюжет
Сюжет «Паяцев» по эффектности музыке не уступает. Это как раз тот счастливый случай, когда одно образцово дополняет другое. Музыкальная фабула неразрывно связана с чувствами и перипетиями судеб героев. История проста: муж, любовник и тайный воздыхатель-интриган не поделили прекрасную даму. Финал оперы смахивает на фильм ужасов, но фантазия Руджеро Леонкавалло, который написал либретто сам, здесь ни при чем. Будучи ребенком, композитор собственными глазами видел, как актер бродячей труппы зарезал жену и ее любовника. Отец Руджеро в то время был представителем судебных властей и приговорил душегуба к тюремному заключению. Эта реальная трагическая история и легла в основу оперы «Паяцы». Что мы сегодня видим на сцене? Любовный четырехугольник, участники которого постоянно находятся под властью запретных желаний, ревности, страхов и нешуточных страстей. Главные герои – клоуны, которые вынуждены участвовать в комических сценках и зарабатывать этим на жизнь. Комедия и трагедия в спектакле идут рука об руку. И за счет единства противоположностей, «ударная волна» оперы становится еще сильнее. Руджеро Леонкавалло — итальянский композитор, который уповал не только на вокал и продолжительные арии. В свое произведение он добавил новые средства выразительности: выкрики. «La commedia è finita», (комедия окончена) — после кровавой развязки, произносит ревнивый муж. Он не поет, а именно рыдает. И, хотя замыслу Леонкавалло этот финал не соответствует, сейчас уже сложно представить себе более убедительную и эмоционально-захватывающую точку в спектакле.
Для постановки оперы «Паяцы» на Южный Урал пригласили молодого режиссера из Ростовского государственного музыкального театра. Павел Сорокин учился в Москве на музыкальном факультете Педагогического института им. Ленина. Поступил туда как виолончелист, а заканчивал уже как вокалист. Предполагаю, что это неплохо, ведь оперный режиссер должен понимать своих коллег, уметь думать также, как его артисты. Позже Сорокин стал выпускником ГИТИСа и лауреатом Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-Опера». Честно говоря, приставку «нано» я привыкла видеть в сфере физико-химических исследований. Что имели ввиду организаторы конкурса я так и не поняла. Тем не менее, освещался проект телеканалом «Россия-Культура» и я даже посмотрела финал третьего по счету конкурса. Организаторы мероприятия были уверены, что «Нано-Опера» даст возможность начинающим режиссерам поработать с профессиональными артистами и проявить себя. Павел Сорокин становился лауреатом конкурса дважды. Явится ли это гарантией успеха в Челябинске?
«Мы снимаем кино, – сказал о постановке «Паяцы» Павел Сорокин. – По действию это довольно традиционный спектакль, однако в нём будет использоваться «киношный» приём флешбэка: сначала зрители видят конец, а потом узнают, что привело к такому итогу. Можно сказать, мы делаем оперу в детективном жанре. Атмосфера жаркой Италии, раскованность чувств и дерзость нравов позволяют нам создать молодые, живые, «чистые» эмоции, которые способны вызвать сопереживание у зрителя. Ураганная энергия музыки и невероятная динамика действия не позволяют оторваться от происходящего на сцене никому. Очень надеюсь, что наш спектакль найдёт отклик у челябинского зрителя».
Итак, гарантии нет, но есть надежда. Надежда на то, что публика по достоинству оценит и режиссуру, и накал страстей оперы «Паяцы». Приобретёт ли Челябинский театр новую интересную постановку, которая надолго задержится в репертуаре? Узнаем очень скоро.
Источник: https://ural-meridian.ru/news/84017/
© ИА «Уральский меридиан»