Версия для слабовидящих
Новости

Итоги 61-го театрального сезона

Богатый событиями и насыщенный новыми проектами. Театр оперы и балета им. М. И. Глинки завершил 61-ый театральный сезон. Чем запомнился этот творческий год?

Концерт под открытым небом

Артисты вышли к зрителям за месяц до официального открытия сезона. Симфонический оркестр и хор провели 25 августа благотворительный концерт. Произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина прозвучали под открытом небом на месте строительства кафедрального собора Рождества Христова.

Желающих посетить уникальное культурное событие было так много, что в импровизированном зале не всем хватило сидячих мест. Организаторам пришлось выставлять дополнительные стулья в проходах между рядами. В общей сложности классику вне театральных стен услышали более 800 человек.

Яркой финальной нотой концерта стала увертюра «1812» П. И. Чайковского, специально восстановленная в первой редакции.

- Очень значимо, что мероприятие прошло здесь, на строительной площадке кафедрального собора Рождества Христова, – отметил митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим. – Это будет центр духовно-просветительской деятельности на Южном Урале, и очень важно, что люди откликнулись принять участие в концерте. Это говорит о том, насколько важны культурные и нравственные традиции в жизни нашего края.

Театр - юбиляр

29 сентября 2016 г. театру оперы и балета им. М. И. Глинки исполнилось 60 лет. Круглую дату отметили грандиозным гала-концертом. Зрители увидели и услышали одни из самых ярких и зрелищных сцен из репертуарных спектаклей: увертюру из оперы «Руслан и Людмила», дуэт Иоанны и Лионеля из оперы «Жанна Д’Арк», адажио из балета «Эсмеральда» и русский танец из балета «Лебединое озера», куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» и многое другое. Помимо академических номеров со сцены прозвучали эстрадные композиции.

К юбилею театра преобразилось фойе второго этажа. Там открылась выставка старинных костюмов. Лоск раритетным камзолам и вечерним платьям придала заслуженный работник культуры, художник - декоратор Римма Кириллова.  Еще одним подарком для зрителей стал праздничный каталог. На 160 страницах поместилась 60-летняя история театра. Большую часть буклета занимает хронограф. Дирижеры, режиссеры, художники постановок – в издании представлена полная информация о спектаклях. Обширные фотоматериалы дают возможность проследить, как менялся театр, а также знакомят с действующими звездами сцены и художественным руководством.

В праздничный день у театра появился свой памятный знак – крылатая лира. Первой обладательницей почетной награды стала народная артистка РСФСР, в прошлом ведущая балерина и педагог балетной группы  Галина Борейко. Она посвятила челябинской сцене 60 лет своей жизни, исполнив 20  сольных партий.

- Я выросла в этом театре и как танцовщица, и как человек. К моему счастью я была разноплановая танцовщица, что сделало меня интересной для зрителя. Меня до сих пор узнают на улице! Я считаю театр оперы и балета своим родным театром. Желаю ему процветания, пусть он будет любимым зрителем и никогда не теряет то творческое качество, которое было вложено в него изначально! – рассказала Галина Борейко.

Событие, которое стало знаковым в юбилей и определило курс развития театра – это создание Попечительского совета. В него вошли руководители крупных предприятий Челябинской области под председательством акционера группы ЧТПЗ Андрея Комарова. В течение года было проведено несколько совещаний. В том числе принято решение о строительстве нового цеха по росписи тканей и хранения декораций. Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства правительства Челябинской области и Попечительского совета театра.

Новое на сцене

В юбилейный год в театральную афишу вернулось дно из самых красивых произведений Дж. Верди – опера «Аида». Завораживающий и технически сложный материал дополнился необычным сценическим решением. Симфонический оркестр поднялся из оркестровой ямы на площадку, а хор и солисты - на  специальные помосты.

- В этот раз все поставлено очень графично, хор стоит на специальных театральных станках, - рассказала главный хормейстер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Наталья Макарова. - У женщин станки пониже. Они стоят в форме треугольника на переднем плане. Мужчины же поют с помостов около двух метров высотой. Так создастся эффект висячего моста. Картинка из зала получается очень выразительная!

Оперный триумф подхватила громкая балетная премьера, причем мировая. В октябре зрители увидели спектакль «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)». Совместный проект с французским продюсерским центром «Arame Production» получился ярким, динамичным и непохожим на остальной репертуар. Неоклассический балет о танцовщице и актрисе Иде Рубинштейн выдержан в стиле модерн. Красочные костюмы и декорации создают атмосферу феерии, которая всегда окружала Иду. 

Челябинский зритель принял премьеру на ура. После спектакль отправился в продолжительное турне по Европе. На гастролях труппа также представила балеты «Щелкунчик», «Баядерка» и «Лебединое озеро».

- Гастроли должны были закончиться 30 апреля. Но «Лебединое озеро» шло с таким успехом, что импресарио договорились с руководством театра о продлении гастролей. В итоге последний спектакль мы сыграли 19 мая, - прокомментировал заведующий балетной труппой Александр Костин. 

Главный режиссер театра Екатерина Василева после «Аиды» порадовала публику еще двумя работами. В декабре состоялась премьера «Реквиема» Дж. Верди. И вновь эксперименты с пространством. Театральную площадку солистам на время заменяет помост над оркестровой ямой, артисты хора спускаются на место оркестра, а музыканты располагаются на сцене.

- Исполнение «Реквиема» также сопровождается видеорядом на сцене. Это некий ассоциативный ряд, который возник у меня от музыки Верди,- пояснила главный режиссер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Василева. - Видеорядом мы попытались создать некую параллельную реальность. «Реквием» - очень эмоциональное произведение, он настраивает зрителя на разные эмоциональные состояния, будь то надежда или отчаяние. Мне, как режиссеру, хотелось построить между этими состояниями смысловые мостики.

Отличной от предыдущих постановок стала одноактная опера «Алеко». Здесь Екатерина Василева отказалась от каких-либо дополнительный визуальных эффектов, а сделала акцент на актерском проживании образов. Важно было  не просто передать характеры персонажей, но подвигнуть зрителя пропустить историю через себя.

Художник-постановщик Софья Кобозева создала на сцене два мира: реалистичный и фантазийный с синими лошадьми, красными деревьями и многим другим.

Концерты и фестивали

Ценителям камерной музыки 61-ый театральный сезон подарил серию концертов «Вечера в опере». В рамках проекта прозвучали романсы на произведения российских и зарубежных композиторов. Украшением программы стали пять монологов-исповедей на музыку М. Таривердиева, С. Слонимского, Г. Свиридова и Р. Шумана.

- Мы впервые пели вокальные циклы. Обычно мы исполняем романсы разных композиторов, - рассказала народная артистка России, солистка оперы Наталья Заварзина. - Это интересно и для зрителей, и самих исполнителей. Вокальный цикл – это как маленькая опера, в которой нужно прожить жизнь главного героя или нескольких героев. Это мини-спектакли, монологи-исповеди.

Оперные солисты и симфонический оркестр в течение сезона представили и эстрадный репертуар. Во время концертов «Nostalgie» и «Признание в любви» со сцены прозвучали произведения из репертуара Шарля Азнавура, Мирей Матье, Элвиса Пресли, Лолиты Торрес, фрагменты из популярных мюзиклов «Иисус Христос – суперзвезда», «Собор Парижской Богоматери», «Мулен Руж», «Чикаго»,  «Призрак оперы» и многое другое.

В рамках классического репертуара челябинцы услышали «инструмент ангелов». В симфоническом концерте под руководством главного дирижера Уральского молодежного симфонического оркестра, маэстро Энхэ солировала арфа. Мелодичный, завораживающий и чувственный в своем звучании инструмент весьма сложен и требует высокого мастерства от исполнителя.

- Именно поэтому произведения, написанные для арфы, не часто можно услышать в живом исполнении. Произведения Дебюсси в основном исполняют в Москве и в Санкт-Петербурге. А Сен-Санса, вообще, больше возможности услышать за рубежом, чем в России. У них технически и музыкально непростые произведения. Поэтому, их играют в основном очень сильные арфисты, - пояснила артистка оркестра Екатерина Жалилова. 

Традиционным рождественским подарком для зрителей стал Штраус-концерт «На прекрасном голубом Дунае». Музыкальное путешествие по творчеству династии Штраусов собрал любителей чарующего вальса, озорной польки и тожественных маршей.

«Концерт великолепный! Получили огромное удовольствие. Музыка Штраусов сама по себе прекрасна, а безупречное исполнение, нестандартный, творческий подход и дирижера, и музыкантов, и солистов к организации концерта вызывают невероятный эмоциональный подъем и создают волшебное ощущение праздника! Большое спасибо за такой новогодний подарок!!!», - зрительница Елена.

Череду симфонических концертов завершил вечер музыки Л. Бетховена. Соло на фортепиано исполнил Лев Терсков. Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, солист Новосибирской филармонии признался, творчество композитора полюбил еще во время обучения в консерватории. 

- Музыка Бетховена всегда трогает душу. Если говорить о «Концерте для фортепиано с оркестром № 3», то он очень понятен. Всякая музыка Бетховена – это какая-то борьба, преодоление жизненных коллизий, фатума, судьбы, это всегда какое-то высокое, духовное общение. Я уверен, что это очень близкое каждому произведение, - прокомментировал Лев Терсков.

Театр оперы и балета им. М. И. Глинки выступил соорганизатором I Международного фестиваля классической музыки имени Е. В. Образцовой «Кармен». Идейным вдохновителем масштабного проекта стала группа компаний «Магнезит». На шесть дней г. Сатка превратился в международный центр музыки.

Встречей звезд балета в Челябинске стал гала-концерт «Татьяна Предеина приглашает», который давно является визитной карточкой Южного Урала.  В этом году в нем приняли участие заслуженный артист России, премьер театра «Кремлевский балет» Михаил Мартынюк, «золотой» лауреат Международных конкурсов артистов балета, прима-балерина одного из самых титулованных коллективов мира - театра «Ballet Manila» (Филиппины) Катарина Баркман, лауреат Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов, двукратный обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» Челябинский театр современного танца под руководством заслуженной артистки России Ольги Пона, Государственный ансамбль танца «Урал» под руководством заслуженного работника культуры России Владимира Карачинцева. Рядом с взрослыми артистами выступили воспитанники детской хореографической студии при ансамбле танца «Урал» под руководством Светланы Лукиной, а также учащиеся хореографического колледжа Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского.

- Программа концерта весьма разнообразна. Зрители увидели классическую и современную хореографию, а также народные танцы. Все это делается по одной причине – нас всех объединяет танец, - пояснила художественный руководитель гала-концерта, ведущая солистка театра оперы и балета им. М. И. Глинки Татьяна Предеина.

Шанс увидеть выступления именитых артистов был у зрителей на протяжении всего сезона. В рамках проекта «Звезды российского балета на челябинской сцене» в репертуарных спектаклях приняли участие лауреат Всероссийского конкурса, заслуженная артистка России, прима-балерина Театра «Кремлевский балет» Ирина Аблицова, лауреат премии «Нижегородская жемчужина», солистка Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина Татьяна Кайнова, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, артистка балета Большого театра Диана Косырева, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, первая солистка Большого театра Дарья Хохлова.

Ярким событием в завершении сезона стал  IX Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». Праздник танца украсили лучшие современные постановки: «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» Челябинского театра оперы и балета, дважды обладатель премии «Золотая маска» балет «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета, миниатюры «Tancici Dum (танцующий дом в Праге)», «Течения», «Бег» и одноактный балет «Отелло» труппы «Иерусалимского балета».

В завершающий день фестиваля на сцене выступили: лауреат Международных конкурсов, солист Баварского государственного балета Дмитрий Выскубенко, лауреат Международных конкурсов, солистка Мариинского театра Оксана Бондарева, заслуженный артист России, премьер Большого театра Александр Волчков, заслуженная артистка России, ведущая солистка Большого театра Анастасия Горячева, солисты «Иерусалимского балета» Михаэль Шнайдер и Мария Селектор, а также солисты Челябинского театра оперы и балета.

Театр детям

Мюзикл «Русалочка» в этом сезоне собрал полный зал и поставил новый рекорд. Артисты играли сразу три спектакля в день, в а не два, как в предыдущие годы.

- У нас в этом году рекорд! Очень большое количество спектаклей в день. Поэтому, у нас 4 состава артистов! Было несколько дебютов. Спектакли продлились с 24 декабря по 8 января, - рассказал режиссер-постановщик Вадим Кейш.

Челябинский театр оперы и балета совместно с исполнительной дирекцией фестиваля «Снежность» начал масштабный детский проект - создание школы мюзикла под руководством заслуженного артиста России Бориса Каплуна. В течение нескольких месяцев талантливые дети со всей Челябинской области проходили кастинги. Из более 500 претендентов на роли утвердили 65 мальчишек и девчонок в возрасте от 3 до 16 лет. Мюзикл «Калейдоскоп мечты» откроет в декабре 2017 года XV юбилейный благотворительный фестиваля ЧТПЗ «Снежность».

- Мюзикл дарит уникальную возможность детям Челябинской области проявить свои способности и заявить о себе. Искренне рад, что на Южном Урале такое количество по-настоящему талантливых ребят, – отметил председатель Попечительского совета Челябинского театра оперы и балета, акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров. – В свою очередь уверен, что семейный мюзикл станет лучшим подарком гостям «Снежности» и вызовет еще больше добрых и светлых эмоций.

Детская школа мюзикла создана при поддержке губернатора Челябинской области, министерства культуры Челябинской области и Попечительского совета Челябинского театра оперы и балета.

Стали ближе зрителю

61-ый театральный сезон стал своеобразным диалогом с публикой. Труппа театра пошла на необычный для себя творческий эксперимент – пригласила на репетиционную площадку зрителей. Первая встреча состоялась в рамках подготовки к премьере оперы  «Алеко». Возможность посмотреть, как создается спектакль и пообщаться с артистами, вызвала неподдельный интерес.

«Данный проект нужно повторять. На базе него появятся новые, например, лекции о театре и музыке», - зрительница Валентина.

«Хотелось бы увидеть само закулисье, интересно было бы пообщаться с оркестром и балетом», - зритель Анатолий.

 «Все очень понравилось. Все, как я представляла. Хотелось бы почаще таких смелых экспериментов! Очень понравилась работа режиссера. Она будто пропускает через себя каждое слово, сказанное актерам», - зрительница Ольга.

Эрудиты оперы получили шанс попасть за кулисы спектакля «Фауст». Входным билетов стали правильные ответы на викторину о знаменитой опере Ш. Гуно. Экскурсию для зрителей провела главный режиссер театра Екатерина Василева. Она рассказала, из чего сделаны декорации, как происходит их смена во время действия и много фактов о  «внутренней кухне» театра.

Еще одна встреча состоялась в преддверии IX Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой». Зрители побывали на репетиции спектакля «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)». Вопросы о творчестве, отдыхе артистов и пожелания дальнейших успехов на сцене – час в зале пролетел незаметно. Публика прощалась с труппой с одной просьбой – увидеться также в следующем сезоне.

- Считаю, что этот сезон получился насыщенным и интересным! Мы выпустили несколько новых спектаклей, труппа побывала на гастролях за границей, в Челябинской области, Башкортостане и Казахстане. Челябинский зритель увидел выступление российских и мировых звезд балета.  У театра появился Попечительский совет. Впереди много проектов, в том числе для детей. Так что будем продолжать радовать публику уже в 62-ом театральном сезоне! – добавил директор театра оперы и балета им. М. И. Глинки Владимир Досаев.

 

Фото А. Голубева, А. Пожар, Р. Платонова, И. Бархатова, Д. Шакирова, пресс-службы губернатора Челябинской области, пресс-службы Группы ЧТП и портала Geometria.ru.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!