На сцене Челябинского театра оперы и балета с большим успехом стартовал новый проект – отныне ведущие российские танцовщики будут принимать участие в спектаклях на нашей сцене. Его первооткрывательницей стала артистка Большого театра Диана Косырева, станцевавшая Эсмеральду.
В 1899 году Перро и Петипа из трагического романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» сделали голливудскую историю со сказочно счастливым концом. В балетной версии романа действо разворачивается не вокруг собора, который хотел защитить от уничтожения Виктор Гюго, а вокруг маленькой танцовщицы Эсмеральды. И если у Гюго она погибает на виселице, то в балете Эсмеральда становится невестой капитана королевских стрелков Феба де Шатопера, которого полюбила с первой встречи. И Квазимодо не умирает, заключив в свои объятия погибшую танцовщицу. Страшный горбун в числе спасителей юной цыганки и торжествует победу над архидьяконом Клодом Фролло.
Челябинская версия знаменитого балета, от которого была в восторге петербургская и московская публика времён последних Романовых, максимально приближена к спектаклю XIX века. В этом преуспел московский балетмейстер, знаток старинной хореографии Юрий Бурлака. В Челябинске он вернулся к канонической хореографии Петипа.
Спектакль в его постановке стал более длинным, но современный стремительный зритель смотрит его на удивление терпеливо и даже с удовольствием. Объяснить это можно, наверное, не только изяществом хореографии и внятностью сцен, когда основная сюжетная линия прочитывается легко, даже если никогда не брал в руки романа Гюго, но и яркой красотой декораций и костюмов.
Несмотря на то, что речь идет о средневековом Париже с его нечистотами не только в бедных кварталах, ничего мрачного на сцене нет. Напротив, парижские простолюдины одеты ярко и даже пышно, не говоря уже об участниках бала по случаю помолвки капитана королевских стрелков Феба де Шатопера и девушки из высшего общества Флёр де Лис. Здесь просто изобилие богатых нарядов, цветов и причудливых головных уборов.
Спектакль получился роскошным благодаря известным московским художникам Дмитрию Чербаджи и Татьяне Ногиновой (художник по костюмам). Дмитрий Чербаджи всегда отличается особым талантом вершить чудеса прямо на глазах зрителей, когда роскошный дворец может в секунды превратиться в тёмное подземелье, дремучий лес или пристанище парижской бедноты «Двор чудес», как в «Эсмеральде». Но в этом балете художник-постановщик помимо своей изобретательности очень умело и уместно использовал эскизы декорации Всеволожского к спектаклю 1899 года, которые были предоставлены ему Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. Короче говоря, зрителю есть на что посмотреть.
«Эсмеральда» на сцене Челябинского театра оперы и балета идет не первый сезон, но интерес к постановке не угасает. На этот раз его подстегнуло участие в балете артистки Большого театра России Дианы Косыревой. По словам помощника главного балетмейстера Челябинского театра оперы и балета Юрия Выскубенко, это начало длительного сотрудничества нашей балетной труппы со столичными и известными региональными театрами.
– Челябинские зрители любят балет, поэтому мы стараемся разнообразить нашу афишу, – рассказал корреспонденту сайта 74.ru заслуженный артист России Юрий Выскубенко. – В связи с этим родилась идея приглашать на разовые выступления артистов балета из столичных и известных региональных театров. Первой к нам приехала артистка Большого театра России Диана Косырева. Я знаю эту балерину давно. Она не только талантливая балерина, очень артистичная, характерная, но еще и трудолюбива до невероятности.
Как рассказала сама Диана Косырева, партию Эсмеральды, которую исполняет впервые, она учила в свободные от сцены Большого театра часы и минуты.
– Так получилось, что мне никогда раньше не приходилось танцевать Эсмеральду, – рассказала балерина. – А партия изумительная и хореографически, и артистически. Мне очень понравилась челябинская постановка этого балета, и работала я с огромным удовольствием. Надеюсь, мне удастся передать характер моей героини, прожить эту историю по-настоящему глубоко. Образ Эсмеральды близок мне по темпераменту, по температуре крови, если можно так сказать.
Нашему фотографу удалось поймать самые яркие проявления этого темперамента. После каждой сцены публика с особым рвением аплодировала Диане Косыревой, хотя этот вечер был богат профессиональным успехом и солистов, и кордебалета. Как всегда прекрасна и аристократична была в партии Флер де Лис народная артистка России Татьяна Предеина, вдохновенно танцевал Феба солист нашего балета Валерий Целищев, выразителен и артистичен заслуженный артист РФ Сергей Тараторин (главарь шайки бродяг Клопен).
– Мне очень понравилась ваша труппа, работать с челябинскими артистами легко, – рассказала после спектакля Диана Косырева. – У меня замечательные партнеры – внимательные, профессиональные. Поэтому усталости нет, хотя партия Эсмеральды сложная, и я все три акта на сцене. Мне вообще нравится танцевать в разных труппах, передвигаться по миру. Когда много работы – меня это бодрит, дает силы, вызывает новые эмоции. Творчество – главное в моей жизни.
Диана Косырева окончила Московское хореографическое училище и стажировалась в Берлине.
– Стажировка в Берлине – это прежде всего практика в современной хореографии, мне хотелось освоить какие-то новые моменты современной пластики, посмотреть, как работают европейские артисты, педагоги, – поделилась она впечатлениями с нашим корреспондентом. – Там другие методики. Это был хороший опыт. Учиться надо всю жизнь, для меня важно развиваться постоянно, это делает тебя профессионалом.
Высокий профессионализм Дианы Косыревой отметил не только Юрий Выскубенко, но и зрители, которые устроили после спектакля длительные овации балерине. Она в партии Эсмеральды жила, страдала, то парила над сценой, то умирала, как сорванный цветок.
– Мне кажется, наша идея начала осуществляться очень удачно, – считает Юрий Выскубенко. – Посмотрите, как вдохновила Диана наших артистов, музыкантов оркестра, дирижера. И как встрепенулись челябинские зрители, которые любят балет. Свежая кровь в спектакле – это всегда хорошо. Искусство не должно стоять на месте, все должно совершенствоваться. Уровень мастерства, как человек работает над ролью – все это привносит жизнь в театральный коллектив.
Диана Косырева станцует Эсмеральду в Челябинске еще и 29 апреля. Есть возможность это увидеть.
Светлана Симакова, АН CHELYABINSK.RU
Фото Людмилы Ковалевой