Версия для слабовидящих
Новости

Большое интервью директора театра Владимира Досаева

Каким будет 59-й театральный сезон в Челябинском театре оперы и балета? Директор театра Владимир Досаев рассказал об основных направлениях развития и прокомментировал некоторые «острые» моменты в жизни театра. - Владимир Александрович, основные планы на будущий сезон стали известны: это и ...

Каким будет 59-й театральный сезон в Челябинском театре оперы и балета? Директор театра Владимир Досаев рассказал об основных направлениях развития и прокомментировал некоторые «острые» моменты в жизни театра.

- Владимир Александрович, основные планы на будущий сезон стали известны: это и премьера оперы Фауст, и масштабная работа над балетом Баядерка, целый ряд одноактных оперных проектов, премьера «Кармина Бурана». Все эти планы выглядят грандиозно в общем масштабе. И сразу видно, что основное направление на будущий сезон – развитие оперы.

- Не совсем так, хотя опере и отдается предпочтение. Дело в том, что оперный репертуар требует серьезного обновления, целому ряду спектаклей уже за 20 лет и это, конечно, не радует. У балета также хватит работы – это один из самых масштабных балетных спектаклей «Баядерка», в «Фаусте» это «Вальпургиева ночь», а в «Кармина Бурана» балет станет одним из главных действующих лиц. Кроме этого, надеюсь, у балета пройдут зимние гастроли во Франции. Так что работы хватит всем.

- И все-таки по оперной труппе. Ведь кадровый голод в составе оперной труппы существует не один год. В составе труппы безусловно опытные мастера, но невооруженным взглядом видно, что в целом, труппа стареет. Это общая тенденция или локальное явление? Каким образом будет решаться этот вопрос?

- Проблема действительно существует и не только в плане старения, но, и самое главное, в плане недостаточной укомплектованности труппы. Проблема решается двумя путями.
Первое. Каждый год в театре проходят прослушивания молодых солистов. Так, в прошлом сезоне, через прослушивание в театр пришла Екатерина Бычкова (сопрано), в этом году Павел Локшин (бас), Аян Сейкожин (контр-тенор)
Второе. В прошлом году в театре была создана стажерская группа под руководством народной артистки России, заведующей кафедрой вокального искусства в ЧГАКИ Зайцевой Галины Семеновны. В группу вошли студенты двух творческих ВУЗов Челябинска. По итогам прошлого сезона в театр приняты Александр Лепихин (баритон) и Ярослава Прокофьева (сопрано). Михаил Меньшиков (тенор) еще учится, но уже активно занят во многих спектаклях.
Эта работа будет активно продолжаться, особенно в части стажерской группы. Уже определены трое новых студентов в стажерскую группу, а в ближайшее время пройдет дополнительное прослушивание.

- Похоже, подготовка кадров становится одной из основных задач для театра?

- Это вынужденная ситуация. Отсутствие возможностей предоставления постоянного жилья приглашенным артистам требует принятия новых решений. Мы должны и делаем акцент на жителей Челябинска. Кроме стажерской группы, два года назад совместно с институтом музыки мы открыли хореографическое отделение, где готовят будущих артистов балета по профессиональной семилетней программе. Сейчас во втором и третьем классах обучается 44 ребенка, некоторые из них уже выходят на нашу сцену, как например в балете «Спящая красавица». В конце этого сезона в театр придут первые две выпускницы, которые обучались по сокращенной программе.

Кроме этого мы пригласили в театр артистку оркестра играющую на арфе Екатерину Чуйко, перед которой стоит задача не только работать в оркестре, но и подготовить молодых исполнителей на арфе. В прошлом году у Екатерины было двое стажеров. В этом году в институте музыки официально объявлен набор на обучение. В перспективе это позволит заложить в Челябинске школу артистов играющих на арфе. В Уральском регионе таких специалистов нигде не готовят.

- Большим потрясением для любителей оперы так же стал уход ведущего баса труппы Станислава Трофимова. Артиста отмечали и критики, и пресса, и зрители. Каковы причины, и придется ли искать ему замену?

- Уход Трофимова – серьезный удар для театра, хотя и ожидаемый. Мы договаривались, что он отработает еще один сезон или предупредит об уходе за полгода. Но в Екатеринбурге возникла проблема с басами и его позвали. Мы, к сожалению, не можем конкурировать с федеральным театром в части заработной платы. Она там на порядок выше. Не хочу обсуждать его решение, все ищут, где лучше условия и где больше денег, но я давно думаю, что учреждениям культуры надо перейти на практику учреждений спорта. Спортсмен подписывает контракт на время обучения, стажировки, работы, и до его окончания не может самостоятельно перейти на работу в другое место. В спорте это привело к определенному равенству команд, а в театрах все лучшие кадры уезжают в столицу, что создает определенное неравенство и несправедливость. Хочет другой театр заполучить конкретного артиста, он подписывает договор и оплачивает этому театру договоренную сумму. Все равно они деньгами перекупят, но у нас появится возможность пригласить другого артиста и вложить средства в воспитание нового члена коллектива. К сожалению, в театральном искусстве к этой проблеме так и не подошли. Но уверен, что в будущем это произойдет. Станиславу могу пожелать хороших и успешных творческих работ! Что касается замены, то в театр пришел Павел Локшин. Со временем он заменит Станислава Трофимова, мы увидим его в этом сезоне в ряде партий. Для Сусанина в опере «Жизнь за царя» нужно время, но мы на него надеемся.

- Впервые в истории театра состоится двойная премьера спектакля «Фауст». Как вы считаете, насколько оправдан для зрителя вариант с концертной версией спектакля? Не запутается ли зритель в этой сложной системе премьер?

- Это также вынужденная мера. Артисты идут быстрее в изучении музыкального материала, чем появляется возможность финансирования и ведутся работы в цехах, а выученный материал нужно закрепить. Для зрителей Челябинска это не очень привычно, хотя это мировая практика. Надеюсь, что вызовет интерес, тем более что концертное исполнение это самостоятельный и очень интересный жанр.

- Планы художника и режиссера оперы более, чем смелы. И как подсказывает практика, современное театральное искусство с трудом «идет в массы» в нашем городе. На какой отклик зрителя рассчитывает театр?

- Все зависит не от того современное это искусство или классическое. Все зависит от того интересно это сделано или нет! Мы пытаемся сделать этот спектакль живым и неожиданным, с достаточно сложными и интересными декорациями. Надеюсь, что зрители это оценят.

- Прошел первый сезон Евгения Волынского в качестве главного дирижера и художественного руководителя театра. Как вы неоднократно подчеркивали, вы сторонник «менеджерской» системы управления театром, когда у руля директор. Как вы оцениваете работу с Евгением Волынским, каковы первые итоги, достижения его, как худрука? Удалось ли снять напряжение в труппе, возникшее в последние годы?

- В театральной практике есть два варианта: в первом случае первое лицо директор, во втором – худрук. В Челябинской области выстроена модель с, где первое лицо менеджер. Евгений Григорьевич достаточно активно вошел в работу и многое изменил и меняет в отношении к работе артистического персонала. Не все можно оценить со стороны, но я в курсе всего, и мы довольно плотно общаемся по всем проблемам. Главное, что у нас общие взгляды практически на все вопросы, а там где не сходимся – там ищем компромиссы. У него большой неизрасходованный потенциал художественного руководителя и это дает театру серьезные перспективы. В прошлом сезоне он был приглашен на фестиваль «Золотая маска» в качестве члена жюри, что позволило ему изучить общий уровень музыкального театра страны (последние годы он больше работал в театрах Польши), что также очень важно.

- В начале сезона театра принял в штат нового режиссера Олега Иванова. Шаг, учитывая, что у него нет опыта работы в музыкальных театрах, неожиданный. Каковы мотивы этого решения? Не вернется ли в театре ставка главного режиссера?

- Пока речи о главном режиссере не идет. Олег получил образование в Щукинском училище, он молодой, он живет в Челябинске, он хочет чего-то добиться, ему интересен музыкальный театр. Это все вкупе импонирует. Мы даем ему шанс. Что касается музыкального образования, то смело можно сказать следующее: почти все самые яркие спектакли последних лет в России поставили драматические режиссеры. Нам сейчас нужен человек, который смог бы оживить идущие спектакли. Одним словом все в его руках – будем смотреть.

- Осенью этого года состоится большая премьера балета «Баядерка». И создатели спектакля – уже известный Челябинску тандем Клевцов-Чербаджи. Безусловно, они оба мастера своего дела, и уже зарекомендовали себя, но не возникнет ли однообразия в общей картине, ведь и у балетмейстера и у художника свой ярко выраженный стиль, четко прослеживающийся и в «Щелкунчике», и в «Лебедином озере».

- Дмитрий Афанасьевич профессиональный художник и много работал с мэтром балета Юрием Григоровичем. От этого их спектакли не становились хуже. И таких примеров немало. Сейчас, кстати, эта тенденция усилилась. Режиссеры, балетмейстеры предпочитают работать со «своими» художниками, ведь от постановки к постановке общее понимание и качество спектаклей только улучшается. Если говорить конкретно о Чербаджи, то я готов работать с ним как можно чаще. Он не только сдает макет спектакля, а курирует все процессы изготовления от закупа тканей до конечной стадии. При этом он не повторяет свои спектакли, а всегда делает оригинальную версию. Всегда готов приехать по любой просьбе и помочь в работе. Кроме этого он следит за своими спектаклями. Так, в августе этого года он заново поставил световую партитуру спектакля «Дон Кихот». Поверьте мне – таких людей в российском театре не так много.

- Новый сезон начнется не только новым спектаклем. В здании театра продолжается ремонт, каковы будут изменения в этом году и, самое главное, когда начнется ремонт в фойе второго этажа? Планируется ли реконструкция здания снаружи?

- К сожалению, здесь перспективы не самые радужные. Мы приняли в этом году решение насколько это возможно изменить ситуацию со вторыми рядами лож. Зрители постоянно жаловались на то, что с них ничего не видно. Ремонт уже заканчивается – считаю что ситуацию удалось решить максимально, насколько это возможно. Для большей части зрителей эта проблема будет снята, для остальных кардинально улучшена. Этот ремонт осуществлен за счет внебюджетных средств театра. Кроме этого мы были вынуждены купить новый звуковой пульт. Так же необходимо к сезону отремонтировать теплотрассу и провести воду для аварийного пожаротушения в дополнительный корпус. Итого: почти 4 миллиона рублей оторванных от новых постановок. Что касается бюджетных средств, то мы продолжаем ремонт дополнительного корпуса (по документам историческое здание «Госпиталь»), помещения которого в дальнейшем будут использованы для нужд театра (здание более десяти лет находилось в аренде). Но средств хватает только на конструктивные изменения и замену отопления. В этом году мы закончили проектные работы и прошли государственную экспертизу на реконструкцию системы кондиционирования и вентиляции основного здания. В летние месяцы зрители отказываются от посещения театра. Для реализации проекта нужно почти 25 млн. рублей. Сам театр такими средствами не располагает. Остается только надеется на улучшение финансовой ситуации в области. Ремонт фасада и второго этажа на ближайшее время пока не просматривается.

- В этом году нет фестиваля «Дни Высокой музыки», проходившего три последних сезона. Последний фестиваль, прошедший с большим успехом, принес славу в том числе и оперному, как главному организатору и участнику культурного форума. В чем причина того, что в этом году фестиваля нет, и есть ли возможная альтернатива ему? Каковы вообще планы театра на фестивали в этом сезоне?

- Да, в прошлом году нам поручили проведение фестиваля «Дни Высокой музыки». За две недели прошло 24 концерта в Челябинске и по всей области. Этот фестиваль показал наши организационные возможности, так как замечаний по его проведению не возникло. Что касается дальнейшего будущего данного фестиваля, то вопрос скорее к Министерству культуры – это их компетенция. Хочется обратить внимание на другой, не менее значимый проект, фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». Этот фестиваль от задумки до осуществления проводил театр, при финансовой поддержке Министерства культуры. В нем было много новаций, которые мы постараемся закрепить. Впервые в фестивале участвовали не только солисты других театров, но и два театра со своими спектаклями. Впервые в рамках фестиваля балет Уфимского театра оперы и балета «Спартак» шел в музыкальном сопровождении оркестра Челябинского театра. Не говорю, что это «ноу хау», но для Челябинска это огромный шаг вперед! Надеемся, что этот фестиваль будет только развиваться! На следующий год мы заявили и оперный фестиваль Ирины Архиповой – но все будет зависеть от финансирования.

- Последние крупные гастроли труппы состоялись в Бангкоке, еще в 57-м сезоне два года назад. Следует ли ждать новых масштабных выездов? Не планируется ли проект обменных гастролей с российскими театрами? И коснулись ли последствия политический событий жизни театра?

- В прошлом году я и Евгений Волынский посетили ряд театров в Польше. В 2015 году планировался Год культуры между Польшей и Россией. По результатам переговоров мы договорились о совместном продвижении крупного проекта, который включал выезд нашего оперного спектакля в один из городов Польши, гастролей нашей балетной труппы, постановки у нас оперы «Набукко» силами постановочной группы из Польши, приезд одного – двух спектаклей в Челябинск, совместный концерт оперных артистов, обмен дирижерами. После известных событий польские партнеры прервали с нами общение, поэтому мы даже не подавали документы на финансирование. Недавно прошло сообщение, что Польша отменяет все мероприятия в рамках совместного Года культуры. Жаль, но политика опять выше культуры. Что касается других предложений, то все упирается в финансирование этих проектов. У театра пока своих денег на это нет. Сейчас как я уже говорил, мы ведем переговоры с французским агентством. Но, давайте не будем загадывать. Как будет развиваться политическая ситуация, никто не знает.

- Этот год стал кризисным для всей экономики страны, что, безусловно, связано с событиями на Украине. Каковы перспективы театра в финансовом направлении? Как изменится финансовая политика театра в связи с общей обстановкой в стране и области?

- Естественно мы находимся внутри общей экономической ситуации страны и Челябинской области, и рассчитывать на особое отношение не приходится. Поэтому одной из главных задач является увеличение доходов театра. За последние годы доходы театра ежегодно увеличиваются примерно на 20 %. Это неплохо в целом, но в принципе ситуацию не меняет. В этом году финансирование ремонта сократилось в два раза, на приобретение основных средств не выделено ни одного рубля, а постановочные не только не увеличили, но и весной и сняли 1 300 000 рублей. Вот такой год культуры. Поэтому другого выхода, кроме как рассчитывать на свои возможности, на ближайшие годы нет. Культура как была, так и остается в режиме стагнации – главное не скатиться в рецессию.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!