Одноактный балет «Веронский миф: Шекспирименты», поставленный в челябинском театре оперы и балета известным современным хореографом Раду Поклитару (Киев), – от начала и до конца одна непрерывная история любви, которая начинается в нашем привычном мире, потом переходит в мир театральный и ...
Одноактный балет «Веронский миф: Шекспирименты», поставленный в челябинском театре оперы и балета известным современным хореографом Раду Поклитару (Киев), – от начала и до конца одна непрерывная история любви, которая начинается в нашем привычном мире, потом переходит в мир театральный и снова возвращается в день сегодняшний.
«Я – Ромео», «Нет, я – Ромео», «Я – Джульетта», «Нет, я!» – зачем эти препирательства актеров на сцене? Затем, что все мы – Ромео и Джульетты.
Классика любви – история Ромео и Джульетты – в основе балетного действа. История печальная. Но в балете Раду Поклитару есть еще история Меркуцио и Тибальда. Не менее печальная. И это тоже о любви, которой посвящены нетленные сонеты Шекспира. Но любви, на которую есть запрет. Где-то негласный, на уровне человеческих взаимоотношений. Где-то вполне себе громкий.
Во втором одноактном балете Раду Поклитару – «Болеро» – также прочитывается история любви или нелюбви: толпы к личности. Личность так устроена, что не может «не высовываться», не противостоять большинству. Чем отвечает толпа, все мы прекрасно знаем.
Но о балетах Раду Поклитару следует говорить еще и как о новой странице в истории челябинского театра. Это современная хореография, которая сегодня занимает большое место в репертуаре балетных театров Европы и мира.
«Есть страны, например Нидерланды, где современная хореография – гордость страны, – говорит Раду Поклитару. – Хореограф Иржи Килиан вознес хореографию до таких высот, что современный балет стал популярен даже среди простых людей. В Нидерландах даже выпускали сорт пива в честь хореографа. В числе лидеров по постановкам современных балетов также Франция и Германия. Осознание того, что сегодня одним из китов, на которых держится балетное искусство, становится современная хореография, медленно, но приходит во все постсоветские страны».
Челябинская публика видела балет Иржи Килиана в исполнении труппы Театра имени Станиславского и не осталась равнодушной. Сегодня современные балеты есть также в афише Большого театра и Мариинки. Замечательно, что современный балет появился и на челябинской сцене. Хочется думать, что это только начало.
С особым восторгом приняла премьеру балетов «Веронский миф: Шекспирименты» и «Болеро» молодая часть челябинской публики. Вечная классика великого Шекспира прочитана Раду Поклитару с невероятной точностью, при этом шекспировские сонеты звучат очень современно на языке хореографии. Не зря создателя «Киев модерн-балета» Раду Поклитару называют мастером движения. Созданные им любовные сцены, сцены дуэли и маскарада, пожалуй, затмили все те же страсти в прочтении хореографов-классиков.
«Я создаю шоу, – говорит Раду Поклитару. – Любой спектакль, независимо от жанра, – это шоу. Зрителям не должно быть скучно. И мне захотелось, чтобы артисты не только танцевали, но и читали сонеты Шекспира, потому что это потрясающая поэзия и это ложится на тот замысел, который я пытаюсь реализовать в “Шекспириментах“».
Автор балетов уверен: «Если зритель пришел в театр с открытым сердцем, если спектакль сделан с любовью и талантом, человек уйдет из театра счастливым». Так и происходит в Челябинске.
Огромную роль в этих спектаклях играет сценография (художники Андрей Злобин и Анна Ипатьева) и свет (художник Елена Антохина).
«Я совершенно счастлив в творческом браке с замечательной парой художников – Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой, – признает Раду Поклитару. – Нас свели в творческий тандем в Киеве, когда, будучи еще свободным художником, я приехал ставить «Картинки с выставки» и «Весну священную» в национальной опере Украины. С тех пор наше трио крепко и нерушимо, балет «Палата №6» в Большом театре мы тоже ставили вместе».
Что касается света, он становится важной составляющей современного спектакля. По словам Раду Поклитару, в современном балете свет намного сложнее, чем в классическом: «Грубо говоря, «Лебединое озеро» можно провести, используя 10 световых положений; если говорить про «Шекспирименты» и «Болеро» – это более 60-70 положений. Свет становится одним из главных действующих лиц».
В октябре на сцене оперного театра состоялось сразу четыре премьерных показа балетов Раду Поклитару и можно сказать, что они набирают силу. В ноябре, к сожалению, это всего один спектакль – 27 ноября. Так что спешите видеть.
Светлана СИМАКОВА, специально для Mychel.ru