Накануне официального открытия Третьего международного фестиваля «Дни Высокой музыки на Южном Урале» в фойе оперного театра состоится уникальная выставка, на которой будут представлены все пять инструментов легендарных мастеров. У гостей выставки есть единственный шанс увидеть пять великих скрипок вблизи. Экспозиция продлится всего несколько часов. Маэстро Дмитрий Коган лично заложит каждый инструмент в специальный прозрачный бокс.
Для всех желающих посетить выставку – вход свободный, экспозиция будет проходить с 15-00 до 17-00 в фойе второго этажа.
Десятого сентября на Южном Урале впервые в одном концерте прозвучат инструменты великих мастеров: Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома.
Амати – старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальником династии и целой школы скрипичных инструментов стал Андреа Амати. Ранние работы выполнены им еще в детстве, первая его скрипка датирована 1546 г. Инструменты Андреа были прототипами струнных современного типа, специалисты утверждают, что именно он создал сохранившуюся до сего времени форму и подбор дерева, характерный для кремонской школы.
Антонио Страдивари – величайший мастер струнных инструментов, живший в итальянском городе Кремоне в XVII –XVIII веках. Инструменты Антонио Страдивари беспрецедентно ценятся музыкантами, любителями и коллекционерами со всего мира.
Гварнери – великая династия итальянских скрипичных мастеров, живших в XVII – XVIII веках. Ее родоначальник – Андреа Гварнери, учился своему ремеслу в Мастерской Николо Амати, следовал его манере, но в конце жизни нашел свой неповторимый стиль. Эфы его инструментов не очень правильных очертаний, расположены прямее, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Лак положен толстым слоем и имеет красноватый оттенок. Кроме того, Андреа Гварнери дал своим инструментам ни c чем не сравнимый голос – не очень сильный, но удивительно нежный. Цена лучших инструментов превышает 10 миллионов долларов.
Гваданини – семейство Гваданини, наряду с семействами Амати и Гварнери, являются выдающимися династиями итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Представители его были родом из города Пьяченцы, но позже обосновались в более крупном Милане. Наиболее известны три поколения мастеров. Основателем семейства считается Лоренцо – ученик знаменитого Николо Амати из Кремоны. Звук скрипок исключительной полнотой и углубленностью.
Жан-Бастит Вильом – известный французский мастер смычковых инструментов. В 1828 году он открыл в Париже свою мастерскую и начал работу с имитаций работ великих итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Позже он пришел к собственному стилю, утвердил национально-самобытный тип звучания смычковых инструментов – яркий, интенсивный, хоть и недостаточно гибкий.
Серия беспрецедентных концертов в Челябинске и городах области стала возможной благодаря поддержке Фонда уникальных культурных проектов, основателем которого является Валерий Савельев, меценат, кандидат педагогических наук, глава крупной инвестиционной компании в г. Екатеринбурге. Первый проект Фонда — концерт «Пять великих скрипок», состоялся в Колонном зале Дома союзов 26 мая 2011 года. На российской сцене впервые в одном концерте зазвучали уникальные скрипки XVII-XIX веков работы знаменитых Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильома. В сентябре 2011 года Фонд приобрел скрипку-легенду «Робрехт» работы Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), 1728 года. Инструмент передан Дмитрию Когану. Передача раритетных инструментов в пользование профессиональным музыкантам — случай беспрецедентный как для российского оркестра, так и для отечественного бизнеса. Эта деятельность будет продолжена уже в рамках Фонда, который ставит приоритетной задачей поиск уникальных инструментов по всему миру, реставрацию их у лучших мастеров и передачу профессиональным российским музыкантам.
Инструменты предоставлены частными коллекциями из Швейцарии, Финляндии и Германии. Скрипка «Робрехт» работы мастера Гварнери предоставлена Фондом уникальных культурных проектов им. Когана.