В Челябинском оперном театре новый главный режиссер. С именем столичного режиссера Андрея Сергеева Челябинский государственный театр оперы и балета имени М. Глинки связывает одну из своих крупных работ — постановку концертно-сценической версии оперы Вагнера «Лоэнгрин». При достаточно скромных возможностях был ...
В Челябинском оперном театре новый главный режиссер.
С именем столичного режиссера Андрея Сергеева Челябинский государственный театр оперы и балета имени М. Глинки связывает одну из своих крупных работ — постановку концертно-сценической версии оперы Вагнера «Лоэнгрин».
При достаточно скромных возможностях был создан очень хороший спектакль, прошедший сито отбора на соискание высшей российской премии в области искусства «Золотая маска». Челябинцы имели в Москве успех. Сложнейшее вагнеровское произведение вообще достаточно редко ставится в России и талантливая версия режиссера, профессиональное вокальное воплощение стали объектом внимания столичной критики. О спектакле спорили, мнения были разными и это тоже факт, свидетельствующий о главном: много говорить и спорить можно, если речь о событии неординарном.
На сцене нашего театра идут еще и две оперетты — «Сильва» и «Летучая мышь», также поставленные Андреем Сергеевым. И вот ставшая до недавнего времени новость о том, что Сергеева пригласили в Челябинск на постоянную работу, обрела реальные очертания.
— Это было непростое решение, — признается Андрей Викторович, — честно говоря, я сдался на уговоры главного дирижера вашего театра Антона Гришанина, которого очень высоко ценю. Антон Евгеньевич дирижирует балетными спектаклями в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и в Большом. Работать с профессионалами такого уровня всегда интересно. Взаимопонимание, стремление к результату, успеху в совместной работе важны.
На Урале я человек не чужой: родился в соседнем Екатеринбурге, окончил школы музыкальную и художественную. Поступил в школу-студию МХАТ в Москве. Моя первая профессия — сценограф. Работал по специальности в театрах — Малом, Сатиры, Российской Армии. Но случилось так, что однажды в какой-то ситуации главный режиссер предложил мне самому «разобраться» с трудной мизансценой. Я «разобрался» и получил предложение заняться режиссурой. Очень многое мне дала работа с Борисом Львовым-Анохиным в Новом драматическом театре. Увлечение музыкальными спектаклями привело меня на факультет музыкальной режиссуры в ГИТИС. Так я стал режиссером музыкальных спектаклей.
Жизнь за царя
В новом качестве Андрей Сергеев начал работать в Саратове. И два спектакля оперного театра получают пропуск на «Золотую маску». А это уже успех, обозначившееся «имя» в музыкальном пространстве. Затем постановка шести спектаклей в Германии, приглашение в Челябинск, дальнейшее удачное сотрудничество.
С приходом Сергеева в наш театр оно будет более тесным, ведь главный режиссер — это репертуарная политика и возможность самому предлагать новые постановки, исходя из возможностей. Это «собственный голос», который не менее важен голосов исполнителей. Георгий Миллер, последний главный режиссер челябинской оперы, поставил здесь немало качественных спектаклей. Но времени с его ухода прошло немало, и новый главный видит свою задачу в том, чтобы сохранить режиссерский «рисунок» создателя, и тем не менее обновить старые спектакли: декорации, костюмы, осуществить ввод уже новых исполнителей. А еще были спектакли Алексея Степанюка, которые, считает Сергеев, тоже неплохо бы подтянуть. Ну, и очень большие надежды Сергеев связывает с грядущей постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя». Ведь «Иван Сусанин» советского времени отличается во многом от оригинала. Сергеев же возвращается к подлиннику, который требует совершенно иных решений и подходов. Подготовительная работа идет уже два года, режиссер выступит здесь в качестве сценографа и художника по костюмам, поскольку владеет и этими профессиями.
Граф с сигареткой
Ответ на вопрос, как новый режиссер оценивает труппу, Андрей Сергеев дает неоднозначный:
— У вас есть очень хорошие голоса, я труппу знаю, потенциал очевиден. Но вот проблема, — и не только челябинского театра, — постоянная текучесть. Артисты приезжают и уезжают, лучшие голоса забирают Москва и Петербург, поэтому о стабильности труппы можно только мечтать.
Однако это обстоятельство для режиссера не новость, — так везде и всюду. Сергеев готов мириться с этим и работать с тем составом, который имеется.
Свой взгляд у режиссера на попытки модернизировать классику: сегодня Жермон в «Травиате» может быть одет в двубортный костюм, куртизанка Виолетта — в коктейльное платье, а граф Альмавива дымит перед балконом возлюбленной сигареткой.
— Это вопрос на засыпку, — смеется Андрей Викторович, — хорошо хоть в пиджаках поют, а не голые. Конечно, как выпускник МХАТа, я приверженец этой школы. Но… жизнь течет и меняется. В современном сценическом контексте, хотим мы этого или нет, — существует вилка. Да, есть первоисточник с «ароматом эпохи», но есть еще и мода, тенденции. Вырос другой зритель, и соблазн привлечь его внимание элементами современности, конечно же, существует. Важно чувствовать этот баланс, не потерять вкус и чувство меры. Есть еще одно обстоятельство: многие классические постановки высокозатратны. Чтобы создать точные костюмы, декорации тех эпох, требуется очень много средств, которые могут себе позволить разве что «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент Гарден». А мы должны поставить спектакли, которые не должны портить замысла творцов, нравиться публике и при этом придерживаться минимизации.
Удача для театра
Директор театра оперы и балета Владимир Досаев приход нового главрежа считает необходимым:
— У меня большой опыт работы в драматическом театре, который какое-то время может обходиться без главного при наличии хорошего второго режиссера. Но при создании музыкальных спектаклей все по-другому. Здесь своя специфика. Через полгода работы я понял, что эта должность необходима. Считаю, что сегодня в театре сложилось удачное трио главных специалистов: главный дирижер Гришанин — главный балетмейстер Клевцов — главный режиссер — Сергеев. Мы совпадаем в видении будущего театра, мы единомышленники, что очень важно для развития и движения вперед.
Сегодня найти для театра хорошего главного режиссера — вообще проблема. Это очень ответственная, хлопотная должность, и профессионалы предпочитают работать по приглашению. Без груза и головной боли ежедневных забот. Поэтому считаю, согласие Андрея Викторовича работать в Челябинске удачей и для театра, и для зрителей.
Лидия Старикова, Южноуральская панорама
МНЕНИЕ
Вячеслав Харюшин, заместитель министра культуры Челябинской области:
— Приход в театр режиссера такого уровня — безусловно большое событие в музыкальной жизни Челябинска. Мы вправе ожидать повышения зрительского интереса к новым интересным работам, которые всегда создает Андрей Сергеев.
Конечно, повышение качественного уровня, постановка новых спектаклей требуют вложения определенных средств, но правительство Челябинской области поддерживает культуру и старается ежегодно эти суммы увеличивать. Благодаря такому вниманию и рождаются премьеры. Важно, чтобы новые постановки были высокохудожественными, нравились публике, привлекали в театр новых зрителей. И здесь роль главного режиссера особенно важна. Изменения, которые произойдут в театре, мы однозначно связываем с переменами к лучшему.