Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Андрей СЕРГЕЕВ:«Таких сумасшедших, как я, мало»

20 февраля 2012

В оперном театре появился главный режиссер. Личность челябинским меломанам знакомая — с его легкой руки в прошлом году опера «Лоэнгрин» отправилась в Москву на самый престижный театральный конкурс «Золотая маска». Из пяти заявленных номинаций именно режиссура получила наибольшее число положительных ...

В оперном театре появился главный режиссер. Личность челябинским меломанам знакомая — с его легкой руки в прошлом году опера «Лоэнгрин» отправилась в Москву на самый престижный театральный конкурс «Золотая маска». Из пяти заявленных номинаций именно режиссура получила наибольшее число положительных отзывов столичной прессы. Правда, «Маску» челябинцы так и не получили. Пока. В театре грядет новый грандиозный проект, ради которого к нам приехал режиссер из Москвы.

Андрей Сергеев — выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ. За свою карьеру в общей сложности оформил более 40 спектаклей, в конце 90-х впервые попробовал себя в роли режиссера-постановщика в Московском новом драматическом театре. Сотрудничая с театром города Хальбронна (Германия), Сергеев в свое время оформил шесть спектаклей. Режиссерские работы были поставлены в Московском новом драматическом театре, Саратовском театре оперы и балета. Челябинской публике Сергеев знаком по предыдущим работам в нашем театре: «Сильва» и «Летучая мышь». Последняя — опера «Лоэнгрин», поставленная в 2010-м в концертно-сценической версии, номинировалась на «Золотую маску».

ШОКОТЕРАПИЯ ТЕАТРОМ

Андрей Сергеев, хоть и числится москвичом, на самом деле наш земляк из Свердловска. «Шокотерапию театром» прошел в Ленинграде — в 12 лет увидел и услышал «Травиату» в постановке самого Лемешева.

— В Свердловске я ходил в оперный театр вместо школы практически. Билет на галерку стоил 30 копеек. А потом меня вообще стали пускать бесплатно — таких сумасшедших-то мало, — смеется Андрей Викторович. — Тогда Свердловский театр был на высоте. Так что многие оперы я знаю наизусть еще с детства. И именно там я решил, что буду театральным художником.

СИЛА СУДЬБЫ

— Да я никогда в жизни не хотел быть режиссером! — «возмущается» собеседник. — Оформлял спектакли у замечательного режиссера Львова-Анохина сначала в Малом, а потом в Новом драматическом театрах. Однажды Борис Александрович заболел, и мне пришлось «разводить» мизансцену, чтобы понять, как должно работать оформление. Потом он увидел и… сделал меня сорежиссером. А спустя какое-то время мне предложили самостоятельную режиссерскую работу. Я тогда решил: «Все пройдет удачно — так и быть, буду работать и дальше».

— Но вы же стали не драматическим, а музыкальным постановщиком. Из-за большой любви к опере?

— Это тоже произошло помимо моей воли, — разводит руками Сергеев. — В свое время написал сценарий по письмам жены Чайковского и поставил моноспектакль. Назывался он «Гадина», а играла в нем замечательная актриса из «Современника» Тамара Дегтярева. Постановкой заинтересовались музыкальные критики: тема была очень интересной, закрытой, ведь не многие знают, что у композитора была жена. И одна из критикесс «сосватала» меня в Саратовский оперный театр. Первой работой на оперной сцене стала «Русалка» Даргомыжского. И почти одновременно начал сотрудничать с вашим театром.

ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?

Таким образом, заполучив Сергеева, челябинский театр приобрел в одном лице сразу режиссера и сценографа. К тому же он успел поработать как в столичных театрах, так и в провинции и даже за границей. Такой опыт — великое дело, он позволяет сравнивать, анализировать и делать интересные выводы.

— Работа в Германии для меня стала настоящим «университетом». Это случилось как раз, когда разрушали берлинскую стену. Нас командировали в самую что ни на есть Западную Германию.

— И как вас встретили бывшие враги?

— Замечательно. Прекрасно относились к русским. Сначала, конечно, смотрели как на инопланетян, а потом, когда поняли, что мы нормальные люди, относились очень хорошо.

— А в профессиональном плане? Ведь на Западе совершенно другой подход, другие методы работы, все другое.

— Это правда. Производство организовано потрясающе. За все время работы я ни разу не услышал слово «нет». Все условия, просьбы, предложения выполнялись немедленно. Помню, я оформлял спектакль «Золушка» по Шварцу и чего только не придумал! Это же сказка, все должно быть волшебно. У нас были электрические мыши, фея появлялась, карета самая настоящая поднималась из-под сцены в клубах дыма. Как говорится, все, что душе художника угодно было. И это в 90-е годы, когда у нас в стране копейки лишней не выпросить. Последняя моя задумка уже исходила больше из желания все-таки дойти до предела их возможностей. На одной из репетиций я сказал: «Карета замечательная. А нельзя сделать, чтобы она вся была в бенгальских огнях?» Знаете, что они ответили? Они спросили: «Какого цвета должны быть огни?» А я даже не предполагал, что, оказывается, они бывают разноцветными!

— Отчего же вы не остались? Ведь вас же приглашали?

— Приглашали. Ну, во-первых, я тогда уже занялся режиссурой и у меня был интересный проект в Москве. А во-вторых, для них искусство больше производство, нежели творчество.

Кстати, новому главрежу оперного театра предстоит решать вопросы как производства, так и творчества. Задач немало: вместе с главным дирижером определять репертуарную политику, поддерживать спектакли в нужном состоянии, ну и конечно, делать новые постановки. Должность главрежа в нашем театре существовала, но в 2003 году, после ухода на заслуженный отдых Георгия Миллера, была упразднена. Новый директор восстановил ставку.

— В театре имеется большой репертуар, за которым нужно следить. Кроме того, в этом году намечается четыре-пять больших премьер. Назову только самый большой проект — это опера Глинки «Жизнь за царя», который мы собираемся восстановить в первоначальной редакции и который потребует максимум затрат как материальных, так и творческих, — прокомментировал свое решение Владимир Досаев.

БОЛЬШОЙ УЖЕ НЕ БОЛЬШОЙ?

Свой выбор в пользу Челябинска Сергеев объясняет несколькими причинами.

— У меня сложились прекрасные отношения с Антоном Гришаниным. Он хороший музыкант, и мне интересно с ним работать. В оперном театре, если нет выдающегося дирижера, вообще делать нечего. Это не режиссерский театр. В опере успех складывается благодаря усилиям дирижера, режиссера и художника.

— И все-таки. Традиционно в Москву всегда стекались лучшие творческие силы. В провинции не те возможности, не тот размах. Вас это не остановило.

— Конечно, финансовая сторона вопроса в столице решена. Но, к сожалению, большие дирижеры, за редким исключением, не работают в опере. Конечно, я бы мечтал поработать с Федосеевым, Темиркановым…

— А если бы пригласили в Большой?

— Во-первых, не пригласили. Во-вторых, сейчас там непростая ситуация: практически нет труппы, нет дирижера. Театр отрабатывает по типу западной антрепризы. И еще неизвестно, будет ли он и дальше соответствовать званию Большого.

— Как вы относитесь к новомодным популярным тенденциям делать из оперы зрелище? Саломея, которая не только поет, но и танцует, садится на шпагат, да еще раздевается донага. Или Мими из «Богемы» — забирается на капот автомобиля…

— Знаете, этим занимались еще Станиславский и Мейерхольд сто лет назад. Поэтому сказать, что такое поветрие появилось недавно, не совсем правильно. Другое дело, что сейчас постановщики больше чудят, и это уже не драматический театр, а некое шоу, некая акция в стиле постмодернизма. Кстати, не сказал бы, что все артисты прекрасно играют и поют. Точно так же как модное нынче «осовременивание» классики. Признаюсь, мне очень странно смотреть, как хористы, загримированные как один под Брежнева, в министерских костюмах, стоят и поют: «На нас напали эфиопы…» У меня складывается впечатление, что я сумасшедший. Публику спасает то, что артисты поют на итальянском. Я думаю, что все идет от излишней амбициозности, от желания режиссера громко заявить о себе, о своей трактовке иногда даже в ущерб художественности. А меня в свое время учили: если режиссура видна — это плохая режиссура.

«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»

Первым проектом, собственно, ради которого Сергеев и перебрался на Южный Урал, станет постановка оперы Глинки «Иван Сусанин». Челябинцы решили обратиться к первоначальной редакции оперы и вернуть ей «родное» название — «Жизнь за царя». Проект обсуждался уже давно и грозит вылиться в самое грандиозное событие этого года.

— 2012 год юбилейный. Россия будет отмечать юбилей победы над поляками, поэтому постановка оперы будет весьма своевременной, — считает Сергеев. — К тому же в марте 2013-го грядет еще одна круглая дата — восшествие на престол Михаила Романова. И для театра постановка будет знаковой, ведь он носит имя этого великого композитора.

По словам директора театра Владимира Досаева, дата премьеры «Жизнь за царя» пока остается открытой.

— Все зависит от финансирования. Если все случится, мы сыграем премьеру уже в конце нынешнего сезона, ну а если возникнут трудности, придется перенести на открытие будущего. В любом случае это будет уже в нынешнем году, — сказал «ВЧ» Владимир Александрович.

Кстати, на премьеру руководство театра намерено пригласить представителей царской семьи. Переговоры начнутся, как только определятся сроки выпуска спектакля.

Виктория ОЛИФЕРЧУК, Вечерний Челябинск

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/events/2012/02/20/andrej-sergeevtakih-sumasshedshih-kak-ya-malo/