В Челябинском оперном театре состоялась премьера авторского балета «Слуга двух господ». По словам хореографа-постановщика Марии Большаковой, сегодня наш театр единственный в России, где можно увидеть этот спектакль. Балетная версия знаменитой итальянской пьесы Карло Гольдони на музыку Михаила Чулаки уникальна уже ...
В Челябинском оперном театре состоялась премьера авторского балета «Слуга двух господ». По словам хореографа-постановщика Марии Большаковой, сегодня наш театр единственный в России, где можно увидеть этот спектакль.
Балетная версия знаменитой итальянской пьесы Карло Гольдони на музыку Михаила Чулаки уникальна уже тем, что сам жанр комедии в балете – большая редкость. Однако то, что балет стал настоящей комедией дель арте, несомненно, заслуга Марии Большаковой. Ее хореографический текст неотделим от стиля, присущего драматическому искусству. И можно лишь догадываться, каким трудом постановщику, педагогам-репетиторам и артистам дались эти легкость и задор, которые заставляют зрителя смеяться на протяжении всего спектакля, с головой окунуться в сюжет и напрочь забыть, что это балет, сотканный из хореографических па.
«Никто и нигде не учит артистов балета комедийному жанру, – говорит Мария Большакова. – Поэтому танцовщики считают комедию полной ерундой, большинство из них думает, что работать стоит только ради «Лебединого озера». А партия Труффальдино – это выйти на сцену и покривляться. Мне предстояло доказать, что это совсем не так, что комедия в балете – высшая точка актерского напряжения, которой нужно технически соответствовать. То, что артисты танцуют ногами, очень и очень технически сложно. Плюс к этому нужно постоянно помнить о характерности роли. Здесь техника постоянно должна сочетаться с актерским мастерством».
Впервые балет «Слуга двух господ» был поставлен в Малом оперном театре Ленинграда в 1946 году. Возобновлен он был только в 1978-м учителем Марии Большаковой Николаем Боярчиковым. На нашей сцене Мария Большакова поставила этот спектакль в 2004 году, и он имел огромный успех у публики. Но в силу разных причин довольно скоро ушел из репертуара.
«Всегда легче поставить что-то новое, – улыбается Мария Большакова. – Восстанавливать спектакли очень непросто. Особенно сочинение гротесковой пластики, которое несет в себе актерское начало. Это не математический процесс, когда тебе нужно выстроить классическую вариацию. Здесь ты отталкиваешься от актерского начала персонажей и начинаешь мыслить и двигаться, как это делают они. И уже на это нанизываешь хореографию, технику. Постановщику всегда хочется что-то переделать, но как только ты трогаешь какую-то деталь в таком балете, вся пирамида начинает рассыпаться. Недаром мой учитель Николай Боярчиков мне говорил: «Поставила что-то – не меняй. Доведи до совершенства, отполируй, но не меняй, будет только хуже». Я в этом убедилась сполна».
Но, несмотря на это, язык не повернется назвать «Слугу двух господ» механическим восстановлением. Сегодня это полноценная премьера, дышащая свежестью, новизной.
«К тому же у меня в этом балете есть вводы новых артистов, – продолжает балетмейстер. – Особенно хороши в этом спектакле молодые артистки Наталья Большина (Смеральдина) и Олеся Карпенко (Клариче). Поначалу молодежь была несколько шокирована тем, что постановщик бегает, прыгает и строит рожицы. Они боялись верить, что то же самое смогут со временем делать сами, да еще и на сцене. Поэтому мне приходилось быть не просто постановщиком, но одновременно психологом и педагогом. Именно поэтому тренер фигуристов Алексей Мишин хореографов называет «мазью Вишневского». (Смеется.) Это так и есть. А с теми артистами, кто этот балет уже танцевал в 2004 году, мы говорили на одном языке».
А еще Мария Большакова призналась, что очень полюбила Южный Урал, что ей здесь очень комфортно работать. Недавно в Магнитогорске она поставила «Ромео и Джульетту», а вслед за постановкой «Слуги двух господ» на челябинской сцене она в качестве хореографа сразу же приступила к работе над предстоящей премьерой в оперном – музыкальным спектаклем «Мистер Икс», который будет ставить петербургский режиссер, художественный руководитель театра музкомедии Санкт-Петербурга Александр Исаков.
Но об этом разговор впереди.
Светлана СИМАКОВА, специально для Chelyabinsk.ru