10 августа 2011 года в Челябинск прибыл Заслуженный артист РФ, известный балетмейстер, исследователь классического наследия балетного театра XVIII – XX веков Юрий Петрович Бурлака. С Челябинским Государственным академическим театром оперы и балета им.М.И.Глинки Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. На ...
10 августа 2011 года в Челябинск прибыл Заслуженный артист РФ, известный балетмейстер, исследователь классического наследия балетного театра XVIII – XX веков Юрий Петрович Бурлака.
С Челябинским Государственным академическим театром оперы и балета им.М.И.Глинки Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. На сцене нашего театра Мастер балета поставил удивительно зрелищный и яркий спектакль «Золотой Век Русского императорского балета». В данный момент с руководством театра ведутся переговоры о работе над постановкой балета «Эсмеральда», премьера которого планируется на весну 2012 года.
Специально для поклонников балетного искусства г.Челябинска Юрий Петрович выделил время в своем графике и ответил на вопросы начальника отдела по связям с общественностью ЧГАТОБ им.М.И.Глинки Натальи Городецкой.
Юрий Петрович, вы сотрудничаете с нашим театром с 2008 года. Почему именно Челябинский Оперный?
Я – человек открытый и для общения, и в работе. Для меня не имеет принципиального значения, с каким театром сотрудничать. Это может быть Париж, Лондон, Токио или Челябинск. Если есть интерес к моей работе, к исследованиям классического наследия балетного искусства – я с удовольствием буду воплощать новые постановки.
В Челябинский театр оперы и балета в 2008 году я приехал по приглашению Главного балетмейстера Константина Уральского. Было принято совместное решение о создании вечера различных хореографических форм: от сольных вариаций до массовых гран-па (франц. grand pas, буквально — большой танец, ансамблевый танец в балете с участием солистов и кордебалета – прим. автора). Таким образом, родился спектакль «Золотой Век Русского императорского балета», который по сей день идет на сцене вашего театра и пользуется успехом.
Балет «Эсмеральда» – вторая работа в Челябинске. Она осуществится совместно с главным балетмейстером вашего театра Юрием Клевцовым.
Это одна из жемчужин классического мирового наследия. Впервые балет поставлен на сцене Лондонского Королевского театра французским балетмейстером Жюлем Перро в 1844 году, по мотивам романа Виктора Гюго «Собор парижской богоматери». Музыку к балету написал Чезаре Пуни. Уже через 4 года балет появился на Российской сцене, а затем и перешагнул в ХХ век. Летопись этого балета хранит имена великих балерин прошлого: это Ольга Спесивцева, Екатерина Гельцер, Галина Уланова.
В Большом театре он шел до 1934 года, а затем появился уже в 2009 году. Долгие годы, буквально по крупицам, я собирал информацию о балете в фондах музеев, изучал книги, исторические свидетельства, беседовал с живыми людьми, бывавшими на постановке в 30-х годах (уже прошлого!) столетия. Собрав все воедино, в соавторстве с Василием Медведевым, поставил «Эсмеральду» в Большом театре. Кстати, либретто, к этому спектаклю написано самим Виктором Гюго!
Балет «Эсмеральда» с огромным успехом дебютировал на сцене Берлинского театра в апреле 2011 года, где я работал по приглашению Владимира Малахова, мировой звезды международного балета, хореографа и директора Берлинской государственной оперы. А дирижировал этим спектаклем художественный руководитель вашего театра Антон Гришанин. Он и предложил поставить «Эсмеральду» на сцене Челябинска.
Мне известно, что в 50-х годах в вашем городе с успехом шел балет «Собор Парижской Богоматери». Это значит, что великое произведение Виктора Гюго стоит у истоков основания Челябинского балета.
В своих интервью вы не раз подчеркивали, что не признаете такого понятия, как реконструкция спектакля. Для вас каждая работа – что-то новое, отличное от всего, что представлено было на сцене ранее…
Это, действительно, так. «Эсмеральда» в Челябинске, безусловно, будет похожа на спектакль в Берлине, над которым мы работали совместно с Василием Медведевым. Но у каждого театра свое лицо, уровень технической подготовки труппы… есть очень много нюансов, вплоть до размера сценической площадки. Поэтому не будет точного повторения предыдущих постановок. Спектакль очень разнообразный, масштабный, состоит из 5 картин, любому артисту найдется достойное место.
«Эсмеральда» – очень важная постановка, я уверен – только на классических спектаклях возможен творческий рост артистов балетной труппы. И мне очень приятно, что новый балетмейстер театра Юрий Клевцов, который возглавляет труппу, разделяет мою точку зрения.
15 июня 2011 года в Челябинске состоялась премьера русско-французского проекта Русские балеты в хореографии 21 века «Свадебка» и «Жар-птица» на музыку И.Стравинского. На ваш взгляд, пополнился ли творческий багаж артистов?
Конечно, пополнился. У каждого театра есть свое место в культурном пространстве, в нем работают живые люди, которые занимаются творчеством здесь, сегодня, сейчас. Они смотрят вперед, учатся чему-то новому, осваивают иную пластику. Быть может, этот опыт помогает артисту находить новые нюансы в исполнении классических произведений. НО, очень важно понимать – направлений современной пластики множество, а классические произведения всегда останутся в историческом наследии русской культуры. На мой взгляд, политика Челябинского академического театра оперы и балета им.М.И.Глинки выстроена очень грамотно: классического репертуара все же больше, чем современного.
Каковы тенденции развития современного российского балета?
С одной стороны – существуют традиции, благодаря которым живет русское искусство, развивается по определенным законам. С другой – тенденция забыть свое прошлое и «нахватать» всего западного, чего мы недополучили во времена «Железного занавеса». За ХХ век родилось огромное количество шедевров, пример тому – «Русские сезоны» Дягилева, авангардисты 20 –х годов… Однако не стоит забывать, что основу для развития различных направлений в балете дала именно Россия. Думаю, следует избегать чрезмерного увлечения Западом. Очень важно, чтобы люди, которые руководят театром, и культурой в целом, не отрекались от наследия и ценили достояния русского искусства.Юрий Петрович, вы ведете научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра XVIII – XX веков. Расскажите о них более подробно.
Рассказывать о них можно бесконечно… Если же кратко – моя задача сохранить и показать историческое наследие русского театра. На данный момент исследователей очень мало. Самые известные в Москве – профессор Герман Николаевич Прибылов, мой педагог, который и привил любовь к историческому наследию. Наталья Воскресенская и я. Все начиналось с юношеского увлечения историей балета, своей профессией. В совокупности ряд причин привели к занятию историческими изысканиями.
Дело это достаточно сложное, требующее огромного количества времени, терпения, усилий, путешествий по архивам. К тому же, исследования приходится совмещать с работой над постановками и преподавательской деятельностью (Юрий Петрович – профессор кафедры хореографии и балетоведения МГАХ).
Что бы вы хотели пожелать сотрудникам в преддверии 55-летнего юбилея театра, который мы празднуем 29 сентября этого года?
Долгой интересной творческой жизни, замечательных спектаклей, спокойной и комфортной обстановки в коллективе, хороших и позитивных перемен, здоровья, терпения, положительных эмоций и сил для осуществления грандиозных предприятий! Приятных деталей – от благоустройства сквера у театра до асфальтирования дорог у подъездных путей. Но самое главное – большого зрительского интереса! Хотел бы видеть Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки на достойных позициях среди всех театров нашей страны!
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Юрий Петрович Бурлака
Биографическая справка
Балетмейстер, Заслуженный артист России
Родился в Москве в 1968г.
В 1986г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), класс Петра Пестова и в том же году стал ведущим солистом Московского государственного областного театра “Русский балет” под руководством В.М. Гордеева.
С 2006г. – педагог-репетитор, с апреля 2007г. – художественный руководитель театра “Русский балет”.
Основной репертуар в “Русском балете”:
Щелкунчик-принц (“Щелкунчик” П.Чайковского, хореография В.Гордеева)
Франц (“Коппелия” Л.Делиба, хореография А.Горского в редакции В.Гордеева)
Голубая птица, Принц Дезире (“Спящая красавица” П.Чайковского, хореография М.Петипа в редакции В.Гордеева)
Граф Альберт (“Жизель” А.Адана, хореография Ж.Перро, Ж.Коралли, М.Петипа)
Джеймс (па де де из балета “Сильфида” Х.Левенскольда, хореография А.Бурнонвиля)
Джеймс (па де де из балета “Сильфида” Ж.Шнейцхоффера, хореография Ф.Тальони)
Пьер (па де де из балета “Привал кавалерии” И.Армсгеймера, , хореография М.Петипа)
Зефир (хореографическая сюита “Танцы часов” из оперы “Джоконда” А.Понкьелли, хореография М.Петипа)
Ротбарт и па де труа (“Лебединое озеро” П.Чайковского, хореография Л.Иванова, М.Петипа, А.Горского, А.Мессерера, В.Гордеева)
Шах Земан (“Шехеразада” на музыку Н.Римского-Корсакова, хореография М.Фокина)
Время (“Золушка” С.Прокофьева, хореография В.Гордеева)
солист (“Шопениана” на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
солист (“Пахита” Л.Минкуса, хореография М.Петипа)
Принимал участие в постановке вечеров старинной хореографии, для которых восстанавливал фрагменты из балетов Михаила Фокина (“Шопениана”, “Танцы чародейств Наины” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки), Александра Горского (“Конек-горбунок” Ц.Пуни, “Раймонда” А.Глазунова, танцы из оперы “Самсон и Далила” К.Сен-Санса, “Коппелия” Л.Делиба, “Тщетная предосторожность” П.Гертеля), Мариуса Петипа (“Арлекинада” Р.Дриго, “Привал кавалерии” И.Армсгеймера, “Наяда и рыбак” Ц.Пуни, “Баядерка” Л.Минкуса, “Конек-горбунок” Ц.Пуни, “Корсар” А.Адана, “Пахита” Л.Минкуса, “Эсмеральда” Ц.Пуни), братьев Легат (“Фея кукол” И.Байера) и др.
Для Академии танца Н.Нестеровой возобновил “Шопениану” и большое классическое па из балета “Пахита”.
В 2006г. совместно с В.Гордеевым осуществил постановку балета “Дон Кихот” в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета.
Поставил также: в 2000г. “Лебединое озеро” в Венской консерватории (совместно с К.Музилем и Э.Тэри), в 2003-м – “Коппелию” (хореография А.Горского) и “Щелкунчик” (хореография Л.Иванова) в 2005-м в Хореографической ассоциации в Токио, в 2008-м в Челябинском театре оперы и балета поставил фрагменты из балетов: “Фея кукол” Р.Дриго (па де труа из 2-го акта, хореография Н. и С. Легат), “Сильфида” А.Адана, Ж.-М.Шнейцхоффера, Р.Дриго (па де де из 2-го акта, хореография Ф.Тальони и М.Петипа в редакции В.Тихомирова), “Пробуждение Флоры” Р.Дриго (па де катр “Розарий”, хореография М.Петипа в ред.Н.Легата), “Конек-Горбунок” Ц.Пуни (картина “Подводное царство”, хореография М.Петипа и А.Горского) и “Пахита” Л.Минкуса (большое классическое па, хореография М.Петипа).
Ведет научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра ХIХ века. Является членом Международного общества Минкуса.
В 2000г. осуществил (в соавторстве с Германом Прибыловым) издание клавира сохранившихся музыкальных номеров балета “Пахита” и запись хореографического текста М.Петипа.
Написал учебное пособие “Музыкальное оформление уроков классического танца” (1999г.) и учебно-методическое пособие “Классическое наследие и репертуар балетного театра XVIII – XX веков” (2007г.).
Работа в Большом театре:
В 2004г. принял участие в I Мастерской новой хореографии в Большом театре, где показал реконструкции фрагментов балетов “Пробуждение Флоры” Р.Дриго и “Волшебное зеркало” А.Корещенко (хореография М.Петипа) и “Конек-горбунок” Ц.Пуни (хореография А.Горского).
В 2007г. совместно с Алексеем Ратманским осуществил постановку балета “Корсар” А.Адана (по М.Петипа).
В 2008г. осуществил постановку Большого классического па из балета “Пахита” Л.Минкуса (по М.Петипа).
В 2009г. совместно с Василием Медведевым осуществил постановку балета “Эсмеральда” Ц.Пуни (по М.Петипа).
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ – - – - – - – - – -
Василий Михайлович Медведев
Биографическая справка
Хореограф, педагог, Заслуженный артист Эстонии
Родился в г. Грозном в семье военнослужащего, которая вскоре переехала в Ленинград.
В 1976 г. окончил Ленинградское академическое хореографическое училище (ныне Академия русского балета) им. А.Я. Вагановой (педагоги Наталия Дудинская, Константин Сергеев, Геннадий Селюцкий). В 1988 г. – хореографическое отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагог Никита Долгушин).
1979-81 гг.
Ленинградский/Санкт-Петербургский академический государственный Малый театр оперы и балета/им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр)
сольные партии в балетах “Тщетная предосторожность” П. Гертеля, “Щелкунчик” П. Чайковского, “Коппелия” Л. Минкуса, “Геракл” Н. Мартынова, “Орфей и Эвридика” на музыку А. Журбина.
1981-90 гг.
Эстонcкий академический театр “Ванемуйне”
партии:
“Жизель” А. Адана (Граф Альберт)
“Сатанилла” Ц. Пуни, Ф. Бенуа, Н. Ребера (Фабио)
“Щелкунчик” П. Чайковского (Принц)
“Коппелия” Л. Делиба (Франц)
“Сильфида” (Джеймс)
“Принц пагод” Б. Бриттена (Принц Саламандра)
“Ромео и Джульетта” С. Прокофьева (Ромео)
“Бемби” на музыку Л. Аустер (Бемби)
В театре “Вайнемуйне” начал ставить балетные спектакли, среди которых “Сатанилла, или Любовь и Ад” Ц. Пуни, Ф. Бенуа, Н. Ребера, “Принц пагод” Б. Бриттена, “Петя и волк” на музыку С. Прокофьева, “Рождение танца” на музыку группы “Space”, “Фантастическая симфония” (“Познание”) на музыку Г. Берлиоза и др.
Осуществил постановки для ТВ – Эстонии: фильм-балет “Жизнь” на музыку П. Вяхи, музыкальный фильм “Испорченное наслаждение” (композитор П. Вяхи), “Летнее болеро” (с участием солистов Мариинского театра) на музыку М. Равеля (ТВ Эстонии и La 5, Франция), фильм-балет “Странники в ночи” на музыку Ф. Синатры, “Рождение танца” на музыку В. Беллини, Ж. Оффенбаха, групп “Space” и “Ello”, “Танцует Василий Медведев” (музыка Ц. Пуни, А. Адана, Ж. Оффенбаха), “Сентиментальный вальс” на музыку Кеннота Пушкина (ТВ США) и др.
С 1989 г. сотрудничает как приглашенный солист и хореограф с различными балетными труппами и хореографическими школами – Санкт-Петербурга (Государственный академический Мариинский театр, Ленинградский/Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского/ныне Михайловский), Москвы (балетные труппы Лилии Сабитовой и Станислава Власова), Чехии (Национальный театр, г. Прага; Национальный театр, г. Брно; Пражский камерный балет, балетная труппа театра “Латерна Магика”), Италии (Балет Кальяри, Новый классический балет, г.Форли и Университет танца г. Форли), Германии (школа танца Палукки/“Паллука-шуле”, Дрезден, государственная школа балета в Мюнхене), Франции (Муниципальная школа классического танца в Страсбурге), Аргентины (театр Колон, Буэнос-Айрес), а также в странах Латинской Америки, в США, Канаде,Тайване, Южной Корее и Южной Африке.
Неоднократно участвовал в международных гала-концертах и фестивалях; и его хореография неоднократно исполнялась на фестивалях (“Звезды белых ночей” и “Dance Open” в Санкт-Петербурге, “Звезды мирового балета” Вадима Писарева в Донецке, в Сполето, Италия и др.) и концертах, например, Gala des etoiles du XXIe siecle (Канада).
На сцене Большого зала Санкт-Петербургской государственной филармонии организовывал вечера балета “Лики любви”, “Гала звезд” и др.
В 2005 г. в рамках международного фестиваля “Площадь искусств”, проводимого Юрием Темиркановым, организовал гала звезд мирового балета на сцене театра им. Мусоргского/Михайловского.
Среди поставленных им балетов
“Онегин” на музыку П.Чайковского (Национальный театр в Праге, мировая премьера, 1999 г.; Опера Санта Фе, США, 2004 г.; Моравский театр, г. Оломоуц, Чехия, 2005 г.; Эстонcкий академический театр “Ванемуйне”, г. Тарту, 2007 г.)
“Дама с камелиями” на музыку Дж. Верди (Творческий вечер Анны Линник, Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского; Санкт-Петербургский театр “Русский балет” под руководством Александра Брускина; Моравский театр, г. Оломоуц, Чехия)
“Поцелуй Саломеи” на музыку Э. Голденталя (Творческий вечер Анны Линник, Санкт-Петербургский театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского)
“Ромео и Джульетта” С.Прокофьева (театр оперы и балета Северной Чехии в г. Усти-над-Лабем; Театр г. Золингена, Германия)
“Тщетная предосторожность” П. Гертеля (театр оперы и балета Северной Чехии в г. Усти-над-Лабем; Национальный театр Сараево, Босния-Герцоговина, 2004 г.)
“Золушка” на музыку И. Штрауса (Государственный театр оперы и балета г. Измира,Турция; Национальный театр Сараево, 2008 г.)
“Щелкунчик” П. Чайковского (Национальный театр Брно, Чехия, 2001 г.)
“Корсар” А. Адана (Национальный театр Брно, 2005 г.; Государственный театр оперы и балета, Измир, 2006 г.; новая версия – Национальная опера Бухареста, Румыния, 2007 г.; новая версия – Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, 2008 г.)
“Лебединое озеро” П. Чайковского (Национальный театр Сараево, 2006 г.)
“Коппелия” Л. Делиба (Национальный театр Сараево, Босния-Герцоговина, 2009 г.)
“Семь красавиц” Кара Караева (Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, Баку, 2008 г.)
Поставил множество концертных номеров, в том числе Grand pas из балета “Золотая рыбка” Л. Минкуса, Grand pas из балета “Дочь снегов” Л. Минкуса, “Кто-то опаздывает…” на музыку французских композиторов, “Иллюзия пространства” на музыку Вангелиса.
Преподает в Санкт-Петербургской академии русского балета им. А.Я. Вагановой (педагогический факультет, кафедра балетмейстерского образования, старший преподаватель).
В 2003 г. основал в Санкт-Петербурге фестиваль танца “Dance Open” и с тех пор является его художественным руководителем.
Награды
За заслуги в области развития эстонского балета был награжден государственными наградами Эстонии, включая Государственную премию, Премию Министерства культуры, Премию Союза театральных деятелей.
Почетная премия “Лучшему педагогу классического танца” Университета танца Форли (Италия).
“Щелкунчик”, поставленный в Брно, был назван чешской критикой и публикой лучшим балетным спектаклем 2003-го и 2004 г.; “Корсар” (там же) – 2005-го.
Премия Международного фонда “Пушкинское наследие” (США) – за постановку балета “Онегин”.
“Корсар” (пермская постановка) был выдвинут в пяти номинациях на Национальную театральную премию России “Золотая маска” (спектакль был показан на Новой сцене Большого театра в Москве).
Премия “Зирвя”, учрежденная Министерством культуры Азербайджана, высшая премия в области театра, музыки, изобразительного искусства и кино, – за постановку балета “Семь красавиц”.