Версия для слабовидящих
Новости
Челябинский театр оперы и балета впервые ставит оперу П.И. Чайковского «Жанна Д’Арк». Интервью с режиссером спектакля Екатериной Василёвой

Челябинский театр оперы и балета впервые ставит оперу П.И. Чайковского «Жанна Д’Арк». Интервью с режиссером спектакля Екатериной Василёвой

В год празднования 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского Челябинский театр оперы и балета выпускает премьеру оперы «Жанна Д’Арк». Событие крайне важное, яркое и значимое не только для театра – для всей культуры и развития театрального дела в нашей стране.

Сегодня в России эта опера (иначе ее называют «Орлеанская дева») идет крайне редко. В Челябинске опера ставится впервые за всю историю, в полновесной версии, с костюмами и декорациями. Шаг более, чем серьезный. Особенно, учитывая тот факт, что опера ставится тандемом молодых постановщиков из Москвы, режиссером Екатериной Василёвой и художником Соней Кобозевой. Музыкальный руководитель спектакля – главный дирижер театра Евгений Волынский.

Зрителей ждет встреча с новым для Челябинска, редко исполняемым материалом, а оформление сцены в этом спектакле весьма оригинально, с применением большого количества современных мультимедийных средств. Дата премьеры уже назначена – 25 и 27 июня, закрытие 59-го театрального сезона. И сегодня мы поговорим с режиссером постановки, Екатериной Василёвой, уже известной челябинскому зрителю по премьере концертной версии оперы «Фауст».

- «Жанна Д’Арк» – редкий гость на театральных подмостках. Какова будет концепция спектакля на сцене Челябинского театра оперы и балета?

- В основе спектакля лежит средневековая легенда о Жанне Д’Арк, знакомая каждому с детства. Моя главная задача – показать героев оперы не персонажами некой абстрактной сказки, а живыми, настоящими людьми, со своими проблемами, чувствами; помочь зрителям разглядеть в них обычных людей и сопереживать им, и, одновременно не упустить особую атмосферу средневековья, которая в сегодняшнем времени уже невозможна. В этой опере Чайковского много монументальных хоровых сцен, иногда даже кажется, что это скорее оратория, чем опера. Нам важно бережно сохранить эту форму, но сделать её более динамичной, над чем мы сейчас и работаем на репетициях. Моя задача из сказки сделать драму, задевающую за живое. Состав артистов очень молодой, и это открывает нам дополнительные возможности – они готовы работать в постоянном движении. Мы стремимся передать зрителю очень внятные мотивы, переживания и сомнения героев. Иными словами – мы оживляем, в некотором смысле осовремениваем героев, сохраняя средневековый, классический антураж оперы.

- Каким образом? Каким путем вы решаете эту непростую задачу?

- Моя «Жанна Д’Арк» – это история о выборе жизненного пути, который рано или поздно встает в жизни каждого человека. Сама Иоанна встает перед этим выбором, так же как и её возлюбленный Лионель. Он, безусловно, любит Иоанну, но не знает, кто же она на самом деле – может быть, она правда святая? На перепутье оказывается Король, да, в общем-то, и все герои оперы. Это вечные темы, проблема выбора своего жизненного пути, принятия или непринятия самого главного решения в своей жизни – рано или поздно встает перед каждым человеком. И мы застаем персонажей оперы именно в этом состоянии – некоторого размышления о дальнейшем шаге, и это делает героев спектакля близкими каждому современному человеку. Костюмы, и декорации конечно – стилизация, но весьма однозначная.

- Каким будет оформление спектакля?

- В спектакле задействованы мультимедийные технологии. Декораций, за исключением минимального реквизита, нет. Сцена, по большому счету, пустая, и держать внимание зрителя, работая в таком свободном пространстве – безусловно, очень сложная задача для артистов. Тут надо проживать роль на сцене – спрятаться некуда. Также в спектакле мы задействуем операторов, которые будут снимать происходящее на сцене с разных точек, в том числе сверху, и, конечно дополняет атмосферу анимационная видео-проекция. В итоге получится такой микс, «живой» задник, картинка на котором будет сменяться постоянно, в режиме он-лайн. Все перемены сцен будут так же происходить на глазах у зрителя, при открытом занавесе. Таким образом, мы добавим динамичности спектаклю, и покажем историю немного в другом ракурсе. Это прием, который усилит процесс погружения в спектакль. Мы вообще добиваемся некоторого «киношного» эффекта от общего вида спектакля, монохромная красно-бело-черная гамма, видео проекция, анимация – все это будет ассоциироваться со старыми фильмами.

- Такое необычное техническое решение будет настоящим «испытанием на прочность» и для артистов, и для технических служб театра. Сможет ли спектакль оставаться точно сыгранным на протяжении времени?

- Безусловно, такой подход требует большой отдачи от всех: от помощников режиссёра, видео цеха и прочих служб, и, конечно, от артистов. Я планирую первый год приезжать на спектакли, и собирать их, поправлять некоторые шероховатости, чтобы постановка, как здание, «дала усадку». Все должно быть сделано вовремя, все должны выйти в свое время и встать на своем месте – это всегда сложно, но во многом зависит от четко поставленной задачи – а это уже моя часть работы.

- Эта опера так редко ставится в театрах, и удачных постановок во всей истории было совсем немного. С каким чувством вы взялись за предложенную работу?

- Вы знаете, наверное, это судьба какая-то, или роковое совпадение, но в тот вечер, когда мне позвонили и предложили этот проект, по телевизору показывали большой документальный фильм про Жанну Д’Арк. С большим количеством версий того, как же развивались события, очень интересное кино. Я вообще много читаю о предмете, изучаю тему, прежде чем разрабатывать идею. Но никогда не смотрю другие постановки спектаклей, дабы избежать повторений, которые в противном случае могут произойти невольно. Моя главная задача – донести суть материала до современного зрителя, ведь сегодня эта опера будет восприниматься совершенно иначе, чем полтора века назад.

- Какая часть работы на данный момент самая сложная?

- «Раскачать» материал. По началу было тяжело и мне, и артистам, и хору. Музыка Чайковского в этой опере на первый взгляд несколько патетическая, и наша задача – найти тот нерв, истинную эмоцию, которую заложил композитор в свое произведение. Ведь, если копнуть чуть глубже, в самой сути – бездна тонких, очень личных переживаний.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!